Все фильмы о Гарри Поттере от худшего к лучшему
«Гарри Поттер» смог объединить целые поколения. Эти фильмы построили невидимый мостик взаимопонимания между взрослыми и детьми — ведь история о юном британском волшебнике никого не оставила равнодушным. Все части франшизы по-своему хороши, однако споры о том, какая из восьми экранизаций оказалась лучшей, не утихают до сих пор. Time Out, вооружившись прытко пишущим пером, составил свой собственный рейтинг фильмов о Гарри Поттере.
8
«Гарри Поттер и Принц-полукровка»
Одна из самых мрачных экранизаций, которая по уровню трагизма уступает разве что вторым «Дарам смерти». Гарри Поттер вместе с профессором Дамблдором путешествует по волнам памяти юного Волан-де-Морта, даже не подозревая, чем закончится это рискованное приключение. В это же время Рон и Гермиона пытаются решить свои любовные проблемы путем взаимных обид и десятка гневных птичек.
Режиссеру Дэвиду Йейтсу удалось тончайше передать ощущение мрака, сгущающегося над волшебным миром.
В этом, на первый взгляд, захватывающем сюжете совершенно теряется история Северуса Снейпа или Принца-полукровки, имя которого попало в заглавие книги, а затем и фильма. Необычному учебнику зельеварения, который помогал Гарри целый год, уделяется от силы десять минут общего хронометража. Куда больше времени создатели потратили на попытки неловкого сближения Гарри и Джинни, бессмысленной лавстори Рона и Лаванды (которая, по сути, совершенно не важна для общего сюжета) и страданиям несчастной Гермионы. Кроме того, Стивен Кловз в своем сценарии существенно урезал линию Драко Малфоя, который в шестой книге открывается с совершенно новой стороны. В итоге староста Слизерина так и остался картонным недругом Гарри Поттера, который в лучшем случае способен «рассказать обо всем своему отцу».
При этом режиссеру Дэвиду Йейтсу удалось тончайше передать ощущение мрака, сгущающегося над волшебным миром. Он также вернул нам сцены квиддича, которых явно не хватало в предыдущих частях.
7
«Гарри Поттер и Тайная комната»
Первые два фильма о Гарри Поттере принято считать канонами классического фэнтези. И, несмотря на то, что режиссер Крис Коламбус старался снять их в единой концепции, «Философский камень» и «Тайная комната» оказались слишком разными по атмосфере. И если первый нес дух рождественских повестей Чарльза Диккенса, то второй погружал в настоящий готический хоррор уровня Говарда Лавкрафта.
«Гарри Поттер и Тайная комната» погружает зрителя в настоящий готический хоррор уровня Говарда Лавкрафта.
«Гарри Поттер и Тайная комната» — самый длинный фильм франшизы и, возможно, самый близкий к своему первоисточнику. Однако подобная сюжетная педантичность сделала его чересчур перегруженным: и без того витиеватый детективный сюжет воспринимается сложно и постепенно погружает в сон.
И все же в «Тайной комнате» много ярких и запоминающихся экшн-сцен, будь то полет на украденном «фордике» или побег от заколдованного бладжера во время игры в квиддич.
Отдельно хочется отметить прекрасный CGI персонажа домовика Добби, который даже спустя восемнадцать лет не выглядит устаревшим.
6
«Гарри Поттер и Кубок Огня»
«Гарри Поттер и Кубок Огня» — самая насыщенная событиями книга в волшебной саге Джоан Роулинг. Гарри и его друзья переживают первые подростковые проблемы, ссорятся и влюбляются. Гарри в очередной раз против своей воли становится «избранным» — участником смертоносного волшебного турнира, а затем и свидетелем возвращения Волан-де-Морта.
Несправедливо много времени уделяется ссорам Гарри с Роном и его натянутым отношениям с одноклассниками.
Только чудом сценаристу Стивену Кловзу удалось вместить все происходящее в оригинале в 157 минут хронометража. Однако равномерность распределения событий несколько удивляет — особенно печалит вырезанный матч по квиддичу между Ирландией и Болгарией, а также вырезанная музыкальная сцена на Святочном балу, в котором участвовали Джонни Гринвуд из Radiohead, Джарвис Кокер из Pulp и многие другие. Оба эпизода могли бы стать настоящими украшениями фильма. При этом несправедливо много времени уделяется ссорам Гарри с Роном и его натянутым отношениям с одноклассниками.
В последней трети фильма режиссеру Майклу Ньюэллу удается задеть зрителя за живое — возрождение Волан-де-Морта на старом кладбище получилось по-настоящему жутким и эмоциональным.
Сцена, в которой Гарри трансгрессирует вместе с телом Седрика в Хогвартс, под триумфальный вой труб и радостные аплодисменты, окончательно рвет сердце в клочья.
5
«Гарри Поттер и Орден Феникса»
Экранизация самой увесистой книги о приключениях Гарри Поттера, должно быть, стала настоящим вызовом как для режиссера Дэвида Йейтса, так и для сценариста Майкла Гольдберга, который пришел на место Стива Кловза. Как ни странно, последнему удалось максимально плотно распределить основные события книги. Отдельной похвалы достойно смелое решение создателей придать фильму «политический» контекст. При просмотре «Ордена Феникса» в какой-то момент начинаешь понимать, что у реального мира и волшебного гораздо больше общего, чем казалось раньше.
При просмотре «Ордена Феникса» в какой-то момент начинаешь понимать, что у реального мира и волшебного гораздо больше общего, чем казалось раньше.
Главное достоинство фильма, без сомнения, блистательная Имельда Стонтон в роли зловредной Долорес Амбридж, которая буквально «украла» шоу у «золотого трио». Ее персонажем невольно начинаешь любоваться, настолько мастерски он был сыгран и передан на большой экран. Финальная битва в Министерстве магии снята очень зрелищно и эффектно, как и фейерверки братьев Уизли. Однако это чуть ли не единственные экшн-сцены за весь фильм.
Отдельная печаль для всех фанатов Сириуса Блэка — насыщенную сюжетную линию персонажа безжалостно вырезали, а ведь это был последний фильм с его участием!
4 и 3
«Гарри Поттер и Дары смерти» (часть первая и вторая)
С одной стороны, решение создателей разделить «Дары смерти» выглядит совершенно логичным и правильным, с другой стороны, — почему они не сделали того же самого с «Кубком Огня» и «Орденом Феникса»?!
Эти фильмы сложно воспринимать отдельно друг от друга, поскольку второй в буквальном смысле вытекает из первого.
У первых «Даров смерти» нет четкого завершения, а у вторых — адекватной точки отсчета. К счастью, сейчас у нас есть возможность спокойно посмотреть обе части сразу и оценить их как один очень длинный и в меру интересный фильм.
После довольно насыщенного первого акта (свадьба Билла и Флер, проникновение в Министерство магии) «Дары смерти» существенно теряют в темпе.
Друзья отправляются в бесцельный поиск крестражей, слушают радио и периодически ругаются. На десятой минуте смотреть на это становится просто невыносимо.
И все же дружеский танец Гарри и Гермионы под песню Ника Кейва и Bad Seeds, как лучик света в темном царстве, спасает зрителя от медитативного созерцания пейзажей, бессмысленно сменяющих друг друга.
Сиквел «Даров» в противовес первой части буквально переполнен событиями — сюда попали все лучшие сцены из книги: побег из «Гринготтса» верхом на драконе, пожар в Выручай-комнате и, конечно, битва за Хогвартс.
Баланс экшена и неразбавленных фанатских слез должен был составлять примерно 50/50.
Перед Йейтсом стояла крайне сложная и ответственная задача — ему нужно было достойно завершить легендарную франшизу. Баланс экшена и неразбавленных фанатских слез при этом должен был составлять примерно 50/50. Вероятно, одним из самых сложных решений было показать трагическую гибель Северуса Снейпа и обделить вниманием уход других, не менее любимых, персонажей. Однако в данном случае эмоциональная сцена смерти Фреда или Люпина выглядели бы чрезмерной манипуляцией над зрителем.
Определенную долю сомнений вызывает необходимость эпилога, в котором 17-летние актеры были вынуждены играть 40-летние версии себя. Если все это было затеяно ради сцен с Драко Малфоем и Альбусом Дамблдором, то оно того не стоило.
2
«Гарри Поттер и философский камень»
Этот фильм должен существовать вне рейтингов и категорий, ведь «Гарри Поттер и философский камень» стал тем фундаментом, на котором основывались все остальные части. Нам всем несказанно повезло, когда за съемки картины взялся мастер семейного кино Крис Коламбус. Именно он наполнил каждый угол волшебного замка домашним уютом и атмосферой Рождества. Именно он создавал декорации Тисовой улицы, Хогвартса, Косого переулка, образы культовых персонажей Альбуса Дамблдора, Северуса Снейпа, Рубеуса Хагрида.
«Гарри Поттер и философский камень» остается самой наивной и самой доброй частью франшизы, почти полностью лишенной мрака взрослых проблем.
Коламбус показал волшебный мир Джоан Роулинг глазами 11-летнего мальчика, бережно перенося со страниц книги каждую, даже самую незначительную, деталь. В итоге фильм получился величественно прекрасной, завораживающей, но очень «детской» сказкой.
Спустя много лет «Гарри Поттер и философский камень» остается самой наивной и самой доброй частью франшизы, почти полностью лишенной мрака взрослых проблем. Возможно, по этой причине ее определенно хочется пересматривать чаще других.
1
«Гарри Поттер и узник Азкабана»
Наш мир мог бы никогда не увидеть, не побоимся этого слова, один из лучших фильмов XXI века, если бы не Гильермо дель Торо. Ведь именно он уговорил своего приятеля Альфонсо Куарона взяться за работу над «Гарри Поттером и узником Азкабана». В отличие от Криса Коламбуса мексиканский режиссер не стал дотошно копировать первоисточник — в то время это было довольно рискованным решением, ведь у фильмов уже появилась значительная фанбаза, которая могла не простить вольного обращения с книгой.
Куарон сместил акцент с основного сюжета на героев, разрешив им носить мантии как хочется и показать всему миру свои искренние подростковые эмоции.
Куарон сместил акцент с основного сюжета на героев, разрешив им, наконец-то, носить мантии как хочется и показать всему миру свои искренние подростковые эмоции (а то, что дети выросли, было понятно еще во второй части). Волшебный мир глазами Куарона не просто визуально красив, он почти тактилен — дыхание дементора, казалось, вот-вот прикоснется к щеке, от поездки в «Ночном рыцаре» буквально кружится голова, а от полета на Клювокрыле захватывает дух.
Рэдклифф, Гринт и Уотсон также получили долгожданную возможность «прочувствовать» своих персонажей и продемонстрировать весь актерский потенциал.
Особенно хорошо в фильме это получается у Рэдклиффа в трогательных совместных сценах с Дэвидом Тьюлисом (Ремус Люпин) и Гэри Олдманом (Сириус Блэк).