Ложки нет, вообще ничего нет: 8 фильмов и сериалов о том, что мы живем в симуляции

Ложки нет, вообще ничего нет: 8 фильмов и сериалов о том, что мы живем в симуляции

Стас Погорский   30 мая 2020
7 мин
Ложки нет, вообще ничего нет: 8 фильмов и сериалов о том, что мы живем в симуляции

Фантастические произведения рассказывают самые разные сюжеты, но среди них в отдельный поджанр можно выделить истории о том, что жизнь — всего лишь чья-то иллюзия. Time Out вспомнил 8 фильмов и сериалов, которые заставляют сомневаться в окружающей реальности. Остерегайтесь спойлеров!


«Матрица»

The Matrix

Без главной картины сестер Вачовски эта подборка обойтись не могла. В «Матрице» Томас Андерсон днем работает в офисе, а по ночам превращается в крутого хакера Нео. Вскоре он осознает, что все это время находился в цифровой симуляции, Матрице, созданной искусственным интеллектом для порабощения человечества. Пока люди думают, что живут полной жизнью, в реальности от их коматозных тел питается зловещий суперкомпьютер.

«Матрица» изменила блокбастеры безумными экшен-сценами, вдохновленными Уся — китайским боевым фэнтези с использованием тросов — и популяризировала сеттинг киберпанка. Фильм повлиял и на поп-культуру в целом: после «Матрицы» люди стали задумываться, не живут ли они сами в симуляции, и шутить про выбор между красной и синей таблетками.

 

«Шоу Трумана»

The Truman Show

Страховой агент Труман счастлив: у него стабильная работа, прекрасные соседи, чудесная жена. Но однажды выясняется, что вся его жизнь — на самом деле сверхпопулярное постановочное реалити-шоу с ним в главной роли. Даже родители и жена оказываются актерами, а из всего своего круга общения только Труман не знал о происходящем. Естественно, он решает сбежать из фальшивой утопии, хотя соблазн остаться в привычной жизни ему еще предстоит побороть.

Режиссер: Питер Уир

В ролях: Джим Керри, Лора Линни, Ноа Эммерих

США, 1998 г.

В «Трумане» симуляция в общем-то не полагается на научно-фантастические технологии. Поддельную реальность героя поддерживают люди с помощью коллективной лжи, что-то подобное в меньших масштабах бывает в жизни многих. И поскольку теоретический побег Трумана не решит судьбу мира, как в «Матрице», фильм показывает более неоднозначную дилемму выбора между сладкой ложью и горькой правдой.

 

«Остаться в живых»

Lost

Лайнер, летевший из Сиднея в Лос-Анджелес, терпит крушение посреди океана.

48 выживших пассажиров оказываются на необитаемом острове с призрачной надеждой, что их найдут и спасут. Помощь, правда, все никак не приходит, а среди героев начинается борьба за выживание и собственный рассудок.

Режиссеры: Джек Бендер, Стивен Уильямс, Пол А. Эдвардс и другие

В роляхМэттью Фокс, Эванджелин Лилли, Джош Холлоуэй

США, 2004-2010 г.

Все 6 лет «Остаться в живых» оставался дико популярным сериалом и идеальной темой для дискуссий, каждый сезон фанаты придумывали все новые безумные теории, совершенно по-разному трактующие события на Острове. Сериал к этому располагает: в наличии и альтернативные временные линии, и путешествия во времени, и даже некий туманный монстр. Споры не прекратились и после финала — многие до сих пор убеждены, что персонажи погибли в авиакатастрофе, а дальше зрителям показывали своеобразное чистилище.

 

«Начало»

Inception

На самом деле, симуляцию мы испытываем регулярно даже при самых обычных обстоятельствах — когда спим. Сны могут забываться, пугать, либо вдохновлять нас на какие-то поступки — последний эффект режиссер Кристофер Нолан превратил в интереснейший концепт.

По сути его «Начало» — это «фильм-ограбление», но вместо того чтобы обчистить банк герои проворачивают грандиозную схему «идеального преступления» в разуме спящего человека.

Хотя у фильма есть вполне конкретные сюжетные линии, интереснее всего наблюдать за тем, как Нолан играется с правилами сна. Главные герои манипулируют воображаемой реальностью, складывают города пополам, меняют архитектуру улиц, погружаются во все более глубокие уровни сна. В какой-то момент зрителю уже практически невозможно определить, разворачивается ли действие конкретной сцены наяву.

 

«Мир Дикого запада»

Westworld

В будущем появился совершенно новый вид парков аттракционов — целый искусственный мини-мир, населенный до жути похожими на людей андроидами. Богачам-посетителям таких мест разрешено вытворять внутри парка абсолютно все, что вздумается, и не переживать за собственную безопасность. Вот только андроиды, которые должны забывать, что с ними творили постояльцы после перезагрузки к началу очередного цикла и только имитировать сознание, начинают его обретать, вместе с памятью о «прошлых жизнях». И все, как положено по законам жанра, идет к черту.

Режиссеры: Джонатан Нолан, Ричард Дж. Льюис, Фред Туа и другие

В роляхЭван Рэйчел Вуд, Эд Харрис, Джеффри Райт

США, с 2016 г.

«Мир Дикого запада» — это очередное переосмысление довольно старого произведения, но выглядит новый сериал в десятки раз дороже и эффектнее. Жизнь в симуляции здесь показана с нестандартного ракурса: хотя главной героиней является скорее Долорес, главный «пробудившийся» андроид, ее мир зритель воспринимает с перспективы «злодея». То есть от лица создателя Матрицы, а не героя, который должен вырваться из иллюзии и разрушить ее.

 

«Исходный код»

Source Code

Капитан Колтер Стивенс приходит в себя в теле пассажира поезда по имени Шон Фентресс. Пока он пытается понять, что происходит, и знакомится с девушкой по имени Кристина, поезд уничтожает взрыв бомбы. Колтер оказывается в некой капсуле, где ему объясняют миссию: необходимо за 8 минут отыскать среди пассажиров поезда террориста, чтобы предотвратить следующий теракт. До достижения цели Колтера будут «перезагружать» снова и снова — и на этом сюжетные повороты не заканчиваются.

Симуляция, воссозданная из воспоминаний погибшего мужчины, становится цифровой версией «Дня сурка». Каждая 8-минутная попытка найти преступника на борту поезда меняется только из-за действий главного героя, и этого оказывается достаточно, чтобы происходящее держало в напряжении до самого финала. Получается увлекательный сплав детектива и научной-фантастики, заставляющий в очередной раз задуматься о субъективности нашей реальности.

https://www.youtube.com/watch?v=XP914c7qAqc

 

«В лучшем мире»

The Good Place

Элеанор — главная героиня сериала — приходит в себя в странной комнате. Через минуту девушке сообщают, что она умерла и попала в Рай. Здесь жители получают все, о чем мечтали, ругательства автоматически заменяются на эвфемизмы, люди не пьянеют от вина, а все соседи — паиньки. Правда, сама героиня оказалась здесь явно по ошибке, поскольку жизнь она прожгла самым неподобающим образом. Как говорится, опять в небесной бухгалтерии все перепутали. Примерно сезоном позднее выяснится, что у незамысловатого сюжета гораздо больше слоев.

Режиссеры: Дин Холлэнд, Бет МакКарти-Миллер, Морган Сэкетт и другие

В роляхКристен Белл, ТеУильям Джексон Харперд Дэнсон,

США, 2016-2020

«В лучшем мире», может, несколько растянут, но его интересно смотреть в основном из-за обаятельных персонажей и развития основной идеи. Является ли загробная жизнь симуляцией, как в действительности отличается Рай от Ада, имеет ли смысл вечная жизнь после смерти — все эти вопросы создатели сериала рассматривают под совершенно разными углами, а в итоге сериал приходит к довольно закономерному и оттого приятному финалу с очень человечной моралью.

 

«Черное зеркало: Сан-Джуниперо»

Black Mirror: San Junipero

В прибрежном городке Сан-Джуниперо 1987 года встречаются застенчивая девушка Йорки и тусовщица Келли. Между ними возникает искра, но сразу в отношения это не перетекает – Йорки говорит, что обручена с неким Грегом, и уходит. Мучаясь в сомнениях, Йорки затем возвращается в бар снова и снова в поисках девушки, но так ее и не находит. Ей подсказывают, что Келли видели в другом времени – и действительно, героиня находит ее в 2002 году.

Режиссеры: Оуэн Харрис

В ролях: Маккензи Дэвис, Гугу Мбата-Роу, Рэймонд Маканалли

США, 2016 г.

Сан-Джуниперо существует только в цифровом пространстве. Это пристанище для людей, прикованных к постели в реальной жизни. В виртуальной реальности они могут быть молодыми и беззаботными, а смертельно больные могут оцифровать свое сознание навсегда, обретя таким образом условное бессмертие. У героинь насчет добровольного и безвозвратного путешествия в Матрицу полностью противоположные мнения.

«Черное зеркало» неоднократно поднимал тему симуляций, виртуальных и альтернативных реальностей, но эпизод про «Сан-Джуниперо» оказался самым цельным и сильным высказыванием на тему.

https://www.youtube.com/watch?v=OzbLgl0h-YM