5 отличных фильмов 2019 года, которые вы могли пропустить
Пандемия COVID-19 лишила нас возможности посмотреть долгожданные премьеры в запланированное время. Когда состоятся релизы ожидаемых картин, можно только гадать. Time Out вспоминает наиболее значимые фильмы прошлого года, которые вы могли пропустить. Прекрасный способ скоротать время до открытия кинотеатров!
Dolor y gloria
На протяжении двух десятилетий прошлого века фильмы Педро Альмодовара исследовали страсть и витальность, облекая эти составляющие в колоритные декорации и агрессивную порой форму. Однако «Боль и слава» — это уже поздний Альмодовар: он демонстрирует меланхоличную сдержанность, которая появилась еще в «Джульетте», посвященной переживанию утраты. Новый фильм режиссера — яркий, острый и одновременно с этим печальный.
«Боль и слава» рассказывает о немолодом режиссере, который находится в личностном и профессиональном кризисе. Герой терзается одиночеством и погружается в воспоминания — о детстве, первом влечении и любви, боли от своего самого тяжелого разрыва и пройденной терапии. И, конечно, о своем пути в мире кино.
Это предельно уязвимый и личный фильм: в его основе — мозаика из внутренних переживаний и воспоминаний автора, которые он достает из собственной души. Лента говорит о хрупкости детства, раскрытии сексуальности, любви, расставании, поисках счастья и успеха. Отдельный слой повествования — нежность к матери: в картине даже есть почти автобиографическая сцена, в которой мать дает герою распоряжения по поводу ее похорон.
Слава и счастье в фильме неразрывно переплетаются с болью и одиночеством. Эти переживания безукоризненно передал один из постоянных актеров Альмодовара, Антонио Бандерас.
Режиссер: Педро Альмодовар
В ролях: Антонио Бандерас, Пенелопа Крус, Асьер Эчеандиа
Тяжкий груз жизненного опыта и поток сложных чувств считываются не только из сюжета — они сыграны буквально мимикой. За работу в этом фильме актер получил приз за «Лучшую мужскую роль» в Каннах.
La Gomera
Новая лента Порумбою оказалась нетипична как для самого автора, так и для всей «новой румынской волны». До сих пор герои современного румынского кино так или иначе оставались заложниками системы и удручающей картины мира. Но на этот раз режиссер выбирает в качестве основной локации живописный остров Гомера, а картина завершается неожиданно оптимистичным финалом.
Коррумпированный полицейский Кристи разоблачен своими коллегами. Вместе с femme fatale Гилдой он отправляется на Гомеру, чтобы выучить сильбо — свистящую форму одного из диалектов испанского языка. Все этого нужно для того, чтобы поучаствовать в операции по освобождению сообщника Гилды, по совместительству предателя мафиози.
В «Свистунах» Порумбою отходит от ходов, которые были его визитной карточкой. Здесь нет ни осмысления истории и документалистского наблюдения за повседневностью, длинных планов и десятиминутных диалогов. Автор делает фильм ярче и хлестче, ловко жонглируя целым набором жанров, среди которых и детектив, и сатира, и черная комедия, и мелодрама.
Может показаться, что эта картина никак не связана с предыдущими работами Порумбою. Но резкая смена места действия и тональности словно бы помогают героям вырваться из порочного круга. Намек на это был еще в «Сокровище», тоже неожиданно духоподъемном.
Заставляя героев учить новый экзотический язык, Порумбою заявляет о необходимости «разговаривать» и жить по-новому. Сама постановка вопроса искореняет устаревшие словари и пособия, которые задавили главного героя еще в фильме «Полицейский, прилагательное».
Режиссер: Корнелиу Порумбою
В ролях: Влад Иванов, Катринель Марлон, Родика Лазэр, Агусти Вильяронга
Режиссер разрушает обструкции уровня материального и метафизического, предоставляя героям свободу и возможность проститься с прошлым. И это важно не только для конкретных персонажей фильма — это нужно всему румынскому кино и стране в целом.
The Dead Don't Die
После фэнтези-драмы про вампиров Джим Джармуш продолжил снимать кино, посвященное нежити. Сюжет нового фильма построен вокруг зомби-апокалипсиса, но на самом деле это едва ли не философская притча об обреченности Земли и общества потребления.
Зомби-апокалипсис Джармуша — не только личностное разложение человека, но и гибель всей планеты, которая слетела со своей оси из-за добычи полезных ископаемых на Северном полюсе. В поле зрения зрителя окажется «приятный» городок Центрвилль. Главные герои вынуждены отбиваться от восставших из могил мертвецов при помощи подручных средств и знаний о зомби.
Фильм «Мертвые не умирают» отличается фирменным авторским цинизмом и черным юмором, пропитан отсылками к творчеству Джорджа Ромеро и предлагает зрителю конец света, отходящий от всех современных установок. Здесь нет динамики и крови, зато повествование изобилует камерными диалогами и неловкими длительными паузами, сопровождающимися тишиной или меланхоличным саундтреком.
Режиссер: Джим Джармуш
В ролях: Адам Драйвер, Билл Мюррей, Хлоя Севиньи, Тильда Суинтон
В то же время «Мертвые не умирают», насквозь пронизанные безнадежностью, не изменяют традиционным лейтмотивам зомби-фильмов. Размышления о гибели мира, в котором не осталось ничего хорошего, не оставляют человечеству шансов: оно катится к неминуемой гибели.
«Портрет девушки в огне» (2019)
Portrait de la jeune fille en feu
Селин Сьямма активно отстаивает права женщин — не только через искусство, но и в политике. Ее последний фильм «Портрет девушки в огне» получил в Каннах сразу и приз за «Лучший сценарий», и «Квир-Пальму». Лежащая в основе сюжета частная история на самом деле представляет собой размышления о глобальной проблеме. Это борьба женщин за свои права в мире патриархата: они хотят выходить замуж по любви, добиваться успеха наравне с мужчинами, иметь возможность делать аборт. Злободневный сюжет разворачивается в XVIII веке и переплетается с мифом об Орфее и Эвридике.
Молодая художница Марианна прибывает на небольшой остров в Бретани, чтобы нарисовать портрет девушки Элоиз, которую готовят к свадьбе с незнакомым ей мужчиной. Героини постепенно сближаются и влюбляются в друг друга. Однако вскоре их ждет болезненная и неминуемая разлука.
«Портрет» встраивается в актуальную общественную повестку, но избегает сухих манифестов и лозунгов. Лента отличается строгостью и сдержанностью, все самое сокровенное остается между героинями. Нет даже закадровой музыки — фильм не нуждается в дополнительных средствах высказывания.
Сьямма делает акцент на интимных чувствах девушек и самодостаточности, которую героини сохраняют даже в эпоху, когда возможность быть услышанными была практически невозможна. Искусство и человеческие взаимоотношения переплетаются между собой.
Мы получаем возможность отойти от позиции зрителя и посмотреть на происходящее глазами художника. По мере того, как девушки сближаются, портрет Элоиз расцветает, и живопись становится чем-то большим. Ведь именно благодаря искусству можно уловить и запечатлеть чувства — и сохранить память после разлуки.
Atlantique
Дебютная работа Мати Диоп участвовала в Каннах в Основном конкурсе и получила «Гран-при жюри». Событий фильма разворачиваются в пригороде Дакара накануне открытия внушительного небоскреба. Строители, оставшиеся без зарплаты, были вынуждены уплыть за океан на заработки. Они погибли, но в родном городе их ждут девушки, находящиеся в неведении.
Основное повествование посвящено Аде, которая вскоре должна выйти замуж за другого — на этом настаивает ее семья. Параллельно развивается еще одна линия: с наступлением ночи в остальных героинь вселяются духи их умерших мужчин. Их неупокоенные души жаждут справедливости и последнего воссоединения с возлюбленными.
«Атлантика» — очень многоплановый фильм. Рефлексия на темы миграции, капитализма и двуличия традиционных устоев переплетается с поэтичной историей любви. Традиции европейской готики органично сочетаются с национальным фольклором — и это делает современный сюжет более объемным и глубоким.
В фильме стираются границы между реальностью, мифом и несбыточными грезами. Вначале Диоп фиксирует будни дневной жизни Ады, напоминающие тюрьму. Однако затем приходит ночь, когда оживают древние легенды и приходит время магии — в прямом и переносном смысле слова.
Режиссер: Мати Диоп
В ролях: Мамэ Бинета Сане, Амаду Мбов, Траоре
Рушатся навязанные обществом устои, проигрывает капиталистическая картина мира.
Герои снова получают возможность выбирать, возлюбленные объединяются физически и духовно, а души умерших обретают чудесный дар речи, словно высказываясь за реально погибших в океане мигрантов и рабов. Это и есть магия «Атлантики» и Мати Диоп.