Рецензия на фильм: «Почти знамениты»
Британские и американские военные силы направляют в Афганистан войска для очередной спецоперации. Радио в машине сообщает количество погибших и раненых, пока за рулем жена полковника Кейт возвращается в военный городок. Там живут семьи тех самых военнослужащих, которые по полгода, а то и дольше сражаются за свою страну на ближних и дальних рубежах.
Режиссер: Питер Каттанео
В ролях: Кристин Скотт Томас, Джейсон Флеминг, Шарон Хорган
Великобритания, 2019 г.
Дабы разнообразить свой досуг в отсутствие мужей, Кейт (Кристин Скотт Томас, исполнившая роль жены Черчилля в «Темных временах») и ее подруга Лиза (Шэрон Хорган — «Ночные игры», «Краденое свидание») инициируют собрание жен. Героини предлагает другим женщинам придумать, как убивать время в городе, где никто не позаботился о какой-либо социальной и культурной инфраструктуре. Идеи отметаются одна за другой — авторское кино кажется женам скучным, вязать никто из них не умеет. Наконец, женщины сходятся во мнении и решают попробовать организовать хор — так начинаются робкие репетиции.
Когда мы говорим об одиноких женщинах, оставленных за границей войны, неизменно вспоминается «Мы были солдатами» Рэндалла Уоллеса. Некоторые жены офицеров кавалерийской дивизии теряют своих мужей на войне во Вьетнаме. Другие же, наблюдая чужое горе, находятся в жесточайшем ожидании извещения о смерти. В «Почти знамениты» (не слишком точная адаптация оригинального названия — ни о каком стремлении быть знаменитыми речи не идет) подобная трагедия также присутствует, но в меньшем масштабе.
Да, в кадре будут и боль, и страдания, и слезы женщин, потерявших мужей. Но в первую очередь в центре истории Питера Каттанео стойкость, мужество и целеустремленность героинь. Именно благодаря этим чертам и Кейт, и Лиза, и остальные женщины, пришедшие заниматься в хоре, способны не просто существовать в ожидании хороших или плохих вестей, а жить полной жизнью. Сюжет о женском хоре жен военных, как и многие яркие истории, появляющиеся на большом экране, основан на реальных событиях.
Military Wives — существующая благотворительная организация, объединяющая на сегодняшний день 75 хоров, занимающихся пением по всему Соединенному Королевству и не только. О хоре жен и дочерей военных даже делали реалити-шоу на BBC Two; сингл «Где бы ты ни был» (Wherever You Are), составленный из отрывков предсмертных писем мужей, стал рождественским хитом в Великобритании в 2011 году.
Имея в распоряжении насыщенную историю, Питер Каттанео в целом от нее никуда не отступает (и, пожалуй, правильно делает — в данном конкретном случае). Никуда не делись и излюбленные приемы британца, знакомые зрителю по его предыдущим фильмам. Будет и репертуар из песен, которые разучивали герои «Подарка судьбы»; возникнут и конфликты, как и у сталеваров-стриптизеров из «Мужского стриптиза». Больше всего заденет за живое личная травма Кейт: на войне у нее погиб сын, а теперь с очередной военной операции с ранением вернется муж.
Но хор, как требуют того кинематографические каноны, возьмет свое. Непохожие друг на друга женщины с разнообразным бэкграундом соберутся вместе и обнаружат в себе таланты, спящие до необходимого сюжету момента. Не обойдется без каноничного поражения (как говорил Альфред в «Темном рыцаре», «люди падают, чтобы научиться подниматься»), но в итоге останутся в дамках. Нет, это не спойлер. Таким образом развивается практически любая спортивная или музыкальная драма — от «Идеального голоса» и «Шага вперед» до «Барабанной линии» и «Движения вверх». «Почти знамениты» в этом плане исключением не стали.
Тем не менее выделяется история Каппанело не тривиальным, предсказуемым сюжетом, а душевностью предлагаемых зрителю историй, вложенных в устах неоднозначных героинь. Британский режиссер довольно ловко балансирует между драмой и комедией, разбавляя юмором темы, которые могли бы вызвать негативные эмоции (например, смерть ребенка).
«Почти знамениты» — терапевтическое кино. Здесь женщины обретают голос и в прямом, и в переносном смысле. Если в начале их заботят муки ожидания мужей, то к финалу героини обретают новую цель в жизни. Правда, оставляя больше экранного времени талантливому дуэту Кейт и Лизы, Питер Каттанео не слишком-то озабочен раскрытием персонажей второго плана. Что мы о них узнаем? Почти ничего. Девушка из Уэлса с потрясающим голосом и светлыми волосами; скромная лесбиянка, кажется, стесняющаяся своей ориентации; пугающаяся всего и вся молодая девушка, вышедшая замуж за свою первую школьную любовь. Буквально пара черт дабы отличить одну от другой, и все.