В кинотеатр на карантине. Выпуск 7: «Перезагрузка русской классики»
В еженедельной рубрике «В кинотеатр на карантине» Time Out готовит для вас тематические программы из фестивальных лент, доступных для просмотра в online-кинотеатрах. И хотя пропускной режим в столице снят, мы не знаем, когда снова сможем отправиться в кино — поэтому предлагаем вашему вниманию седьмой выпуск. Он получился, пожалуй, самым серьезным. Мы посвятили его русской литературе и современному ее прочтению российскими режиссерами.
Где посмотреть:
Где посмотреть:
Спустя почти год после премьеры на «Кинотавре» в онлайн-прокат вышла «Гроза» Григория Константинопольского — злободневный перенос хрестоматийной драмы Александра Островского в современную Россию. Исходным положением картины стала расхожая фраза «За 10 лет в России меняется все, а за 200 ничего», которую режиссер не раз вспоминал в разговорах с журналистами.
Режиссер: Григорий Константинопольский
В ролях: Любовь Аксенова, Сергей Городничий, Василий Буткевич
Россия, 2019
Именно такой он и стремился показать страну в своей постановке. Физическим воплощением безвременного «темного царства» стал Ярославль, а новая лексика слегка осовременила классический текст.
Главный герой «Грозы» Константинопольского — Кулигин. Он лет на двадцать моложе своего прототипа и не часовщик вовсе, а рэпер, стоящий в одиночных пикетах в поддержку новых треков — «Женщина не товар», «Животные не еда» и «Перпетуум мобиле». Чудак, которому нет места в замкнутом мирке лживого патриархального уклада. Поэтому однажды за ним прилетают зеленые человечки. Их глазами и смотрит автор на сегодняшний Калинов. Первый кадр — и под колокольный перезвон камера летит на волжскую набережную прямо с небес. То, что она застает, напоминает оголтелый, злобный фарс, но он действительно стирает границы между 1859 и 2019 годами. Только если у Островского, как мы помним, был хотя бы луч света, то в версии Константинопольского он оказывается лишь миражом.
Одним словом, своеобразная и очень своевременная постановка, где есть над чем поразмыслить. От, собственно, сегодняшней России до того, насколько разные позиции занимает в ней автор. Кроме того, у картины абсолютно блестящий актерский состав: Алексей Макаров, Виктория Толстоганова, Любовь Алексеева, Александр Кузнецов, Иван Макаревич, Мария Шалаева и другие.
Где посмотреть:
Где посмотреть:
Несколькими годами ранее на «Кинотавре» была представлена кинопостановка пьесы Антона Чехова — «Три сестры» за авторством уже обращавшегося к классике Юрия Грымова.
Как и Константинопольский, Грымов перенес классический сюжет в наши дни.
Режиссер: Юрий Грымов
В ролях: Александр Балуев, Максим Суханов, Анна Каменкова, Ирина Мазуркевич
Россия, 2017
И как у Константинопольского, фильм — команда великолепных артистов, играющих чеховские невысказанные переживания и потаенные драмы тихо и высоко. Но если герои Островского в новой версии обретали легко узнаваемые сегодняшние черты, то автор экранизации Чехова себе таких задач не ставил. Единственное, что он изменил в угоду времени — возраст персонажей. Монологи, психология, профессии остались нетронутыми. В сумме эти решения дали странный эффект: с одной стороны, здесь прекрасно воссоздана атмосфера провинциальной скуки и прозябания. С другой стороны, на этом фоне и центральный конфликт, и скрытые истории персонажей кажутся совершенно безосновательными, вырванными из контекста.
Этот фильм — повод проверить свое чувство времени. Идеальная возможность посмотреть, как мы все-таки изменились за век.
Где посмотреть:
Где посмотреть:
«Воскресенье» Светланы Проскуриной по первоначальному замыслу должно было стать большой картиной по одноименному роману Толстого, но сценарист Екатерина Тирдатова написала лаконичный сценарий про современность.
Герой, Дмитрий Терехов, — чиновник, представитель мэрии уездного городка.
Режиссер: Светлана Проскурина
В ролях: Алексей Вертков, Вера Алентова, Владимир Ильин, Александра Ребенок
Россия, 2019
Действие фильма — один его выходной день, обычный и необычный. Бывшая жена ждет денег, умирающая мать требует места на кладбище, любовница выходит в окно, народ на улице истово митингует против уничтожения парка, а в почтовом ящике лежит записка «Скоро умрешь». Автоматично нанизывая эпизоды на круги воскресного ада, герой взирает на все с презрительным равнодушием и тоской. Все понимая и по-русски ничего не делая и не говоря.
Режиссер же высказывается, и делает это с ясной критикой. Приметы времени — социальные конфликты, разрушение межличностных связей и общая атмосфера «нелюбви» и ненужности — концентрируются Проскуриной в таком объеме, что непременно вызывают страстное желание перемен.
Кроме толстовской темы нравственного перерождения как мечты, надежды, вынесенной автором за рамки сюжета, «Воскресенье» продолжает и классическую для русской литературы тему «лишнего человека». Премьера фильма состоялась на Московском кинофестивале — и многие обозреватели назвали его одним из лучших в конкурсе.
Где посмотреть:
Где посмотреть:
О фильмах Константина Лопушанского в нашей рубрике мы уже рассказывали, но выпуск, посвященный осмыслению русской классики в кино, без него обойтись не может. И картина «Сквозь черное стекло» — прекрасный повод еще раз поговорить о литературоцентричном творчестве этого режиссера.
Сразу отметим: в жанровом отношении «Сквозь черное стекло» — фильм сложный и непривычный.
Режиссер: Константин Лопушанский
В ролях: Максим Суханов, Василиса Денисова, Надежда Маркина
Россия, 2018
Прячась за мелодраматическими и даже сказочными сюжетными ходами, он конструирует трагедию. Основой фильма послужила повесть Достоевского «Кроткая», но, как и в случае с «Воскресением», сценарий не стал пересказом источника. Однако он повлиял на образы героев и задал вектор их нравственного противостояния. Героиня из живущей при злых тетках бедствующей сиротки превратилась в незрячую воспитанницу монастырского интерната. Ростовщик стал промышленником-олигархом, а их брак приобрел зловещие черты роковой сделки с дьяволом.
Фактура также пестрит актуальной повесткой. Социальное расслоение, недвусмысленная ориентация правящих классов на оборонку, бесконечные торговые ряды с бумажными триколорами и патетические разговоры о том, что нам нужен царь.
Циничному властвованию миром Лопушанский противопоставил образ решительной и бескомпромиссной святости, превратив свой новый фильм в тотальную метафору сегодняшней России.
Где посмотреть:
Где посмотреть:
Ценитель русской литературы и режиссер-документалист Рома Либеров в «шуме времени» 2010-х услышал рифмы с тридцатыми годами двадцатого века. Его лента об Осипе Мандельштаме «Сохрани мою речь навсегда» не только пересказывает биографию поэта на свой лад и переводит его поэзию на язык кино, но как бы актуализирует мандельштамовские строки в сегодняшнем дне.
Режиссер: Рома Либеров
В ролях: Виктор Сухоруков, Мириам Сехон, Инна Чурикова, Чулпан Хаматова
Россия, 2015
Для этого он использует крайне интересную смешанную технику. «Анимадок» — так одним словом можно было бы описать область искусства, в которой работает режиссер.
Ожившие при помощи компьютерной графики фотографии. Пейзажи, среди которых жил герой. Рисованные и кукольные персонажи и озвученная современными голосами — Виктор Сухоруков, Чулпан Хаматова, Noize MC, Инна Чурикова и другие — речь тех лет. Письма, стихи, воспоминания.
Если историческая реконструкция или хроника всегда держат дистанцию, то образная, условная реальность анимационного фильма создает удивительный эффект присутствия, проживания судьбы героя вместе с ним. Именно поэтому прекрасные и трагические стихи звучат особенно проникновенно.
«Сохрани мою речь навсегда» — шестой по счету проект Ромы Либерова. В октябре его цикл о русских писателях пополнится седьмым фильмом. «Сокровенный человек» будет посвящен памяти Андрея Платонова.