Красота всегда побеждает: как Covid-19 изменил бьюти-индустрию изнутри
Московские модницы торжествуют: с 9 июня в столице снова открыты салоны красоты. Новая стрижка, свежий маникюр — и вот уже кажется, что карантин был когда-то давно, а мир вернулся на круги своя. Однако за розовыми ширмами бьюти-индустрии произошли серьезные перемены. Закрываются салоны и уменьшаются средние чеки, зато дешевеет реклама и спадает конкуренция. О настоящем и будущем бьюти-индустрии Time Out поговорил с Екатериной Жаровой, управляющим директором одного из московских салонов красоты.
Екатерина Жарова
Управляющий директор салона красоты
Instagram Екатерины
Дождались: наконец-то, через два с половиной месяца с начала вынужденной изоляции, вновь открываются салоны! Но на самом деле бьюти-индустрия столкнулась со спадом спроса уже в начале этого года. Все ждали начала сезона, который в салонном бизнесе наступает весной, и в марте еще теплилась надежда, что все вернется на круги своя и закончится благополучно.
Но накануне пандемии Россия успела разорвать отношения со странами-добытчиками нефти и выйти из ОПЕК, рубль рухнул вместе с ценами на нефть, и это ударило по всем, в том числе и по бьюти-индустрии. А потом началась изоляция.
Сейчас, в первые дни после открытия, сработал «эффект отложенного спроса»: женщины, просидевшие дома почти три месяца, записываются на услуги, которые им необходимы в первую очередь. Клиенты не могут отказаться от стрижек, окрашивания, маникюра и педикюра. Эта сфера индустрии восстала в первую очередь. А вот те, кто предоставляют услуги не первой необходимости — косметическую, инъекционную и аппаратную косметологию, массажи, спа-процедуры — начнут восстанавливаться чуть позже, когда люди получат какое-то ощущение стабильности.
Более 20% салонов так и не открылись, а в ближайшие месяцы навсегда закроются еще 10-20%. Это повлечет за собой принципиальное изменение ситуации на рынке труда в бьюти-сфере: количество рабочих мест резко уменьшится, и квалифицированный персонал перестанет цениться на вес золота. В условиях дефицита рабочих мест салоны, которым удалось справиться с пандемией и выстоять, смогут позволить себе нанимать более сильных специалистов. Слабым мастерам, скорее всего, придется очень сложно.
Клиенты от этого, впрочем, только выиграют — средний уровень качества услуг на рынке скорее всего возрастет. Это повысит рейтинг заведений и, как следствие, увеличит количество гостей. Какие бы времена ни наступали, спрос на хороший и качественный сервис будет всегда.
В сложившейся ситуации владельцам салонов красоты и управленцам необходимо тщательно продумывать стратегию и планировать развитие своих заведений. Кого из работников они смогут оставить в команде, на каких условиях. Произойдет эволюция и в сфере выездных услуг, которые помогут сократить издержки и сэкономить на расходах.
А вот начинающие салоны сейчас обнаружат себя в прекрасном положении — они получат менее конкурентный рынок, большое количество свободных специалистов, которых можно будет гораздо легче и быстрее найти, чем когда-либо раньше. Именно новые салоны получают на сегодняшний день самые лучшие и выгодные условия для того, чтобы громко о себе заявить, широкий выбор арендной площади, выгодные предложения по покупке оборудования, более дешевую рекламу и множество других способов закрепиться на рынке красоты.
Если подводить какой-то итог, то в ближайшее время бьюти-индустрию, ее работников и клиентов ждут следующие изменения: проблемы с поставщиками, отчаянная борьба за каждого клиента, падение среднего чека. Зато начнут развиваться те направления, которые раньше не пользовались популярностью, конкуренты будут закрываться, рынок будет освобождаться, реклама будет дешеветь, а количество свободных интересных и умелых специалистов и мастеров на рынке позволит подобрать себе идеальную команду.
Уровень стресса зашкаливает, но плюсы можно найти во всем, даже сейчас: можно войти в бизнес с наименьшими издержками и быстро развиться, нарастить клиентскую базу. Если вовремя подсуетиться — то получится даже обогнать конкурентов. Когда наступят наконец спокойные времена, такие салоны окажутся лучшими среди лучших и будут иметь огромное преимущество перед конкурентами. А кризис обязательно закончится.