Москва, которую мы не потеряли: руководители театров об итогах карантина
Одними из первых в период локдауна закрылись театры, они же вернутся к привычной жизни, вероятно, в последнюю очередь. Time Out расспросил руководство столичных театров о работе в условиях самоизоляции, новых форматах общения со зрителями и планах на будущее.
Александр Фокин
директор-распорядитель театра «Студия театрального искусства»
Ника Гаркалина
заместитель художественного руководителя театра «Центр драматургии и режиссуры» по творческим вопросам
Марина Андрейкина
первый заместитель художественного руководителя – директора
МХТ им. А. П. Чехова
Марина Брусникина
художественный руководитель театра «Практика»
Александр Фокин
директор-распорядитель театра «Студия театрального искусства»
Ника Гаркалина
заместитель художественного руководителя театра «Центр драматургии и режиссуры» по творческим вопросам
Марина Андрейкина
первый заместитель художественного руководителя – директора
МХТ им. А. П. Чехова
Марина Брусникина
художественный руководитель театра «Практика»
Как ваш театр пережил карантин?
Александр Фокин
«Студия театрального искусства»
Театр СТИ принял факт вынужденной самоизоляции с чувством покорности судьбе и ее неотвратимости.
Эту вынужденную приостановку работы мы используем для того, чтобы перезагрузиться творчески, духовно и физически, и после возвращения с новыми силами окунуться в работу.
Ника Гаркалина
«Центр драматургии и режиссуры»
Период карантина, а точнее самоизоляции, для нас, думаю, как и для многих, выдался разнообразным. С финансовой точки зрения и обсуждать нечего — огромные потери, а с моральной… Сперва казалось, что это ненадолго и вот-вот театр продолжит если не играть на зрителя, то хотя бы репетировать.
Было тяжело, но потом мы все, можно сказать, привыкли. За время карантина мы в кратчайшие сроки придумывали и реализовывали онлайн новые идеи, никто ни на что не жаловался, все терпеливо ждали возвращения к обычной жизни. Так что осознание того, что за три года наш театр стал настоящей, сплоченной командой, для меня, наверное, самый важный итог этого непростого времени.
Марина Андрейкина
МХТ им. А. П. Чехова
Для МХТ, как и для всех других театров, условия карантина — условия невозможные. Театр — искусство живое, именно поэтому ни кино, ни телевидение, ни интернет его не заменят. Актерам очень тяжело не выходить на сцену, не встречаться с публикой, не участвовать в этом энергообмене. Особенно рвутся на сцену наши старейшие артисты: им остро жаль уходящего времени! Репертуарная часть на связи со всеми — настрой у труппы рабочий, все ждут, когда начнутся репетиции, а самое главное, когда можно будет играть спектакли на зрителя.
Финансово театр очень остро ощущает карантин: мы лишены собственных доходов, которые составляли половину нашего бюджета. Сейчас мы ежемесячно недополучаем 50-60 млн рублей. Надо поблагодарить Министерство культуры, которое смогло в ответ на наши обращения отстоять интересы отрасли в Правительстве: федеральным учреждениям культуры выделили дополнительные средства на поддержку уровня оплаты труда. Правда, пока соглашение заключено только на один месяц, но будем надеяться, что этим не ограничатся. Сейчас приходится пересматривать все планы не только этого сезона, но и следующего.
В карантинных условиях мы еще раз внимательно всмотрелись в структуру театра, увидели возможности для ее оптимизации. В начале марта запустили новый этап перехода к электронному документообороту. Жаль, не начали делать это на месяц-другой раньше. Сейчас понятно, что надо активнее внедрять эту технологию: во-первых, она удобна, особенно в сложившихся условиях, во-вторых, нам не избежать перехода на нее, поскольку она скоро станет повсеместной.
Еще мы попытались перестроить планы ремонтов и реставраций, намеченных на лето, чтобы использовать время вынужденного простоя в прокате и выпуске спектаклей с максимальной пользой, но, к сожалению, это не увенчалось успехом. Карантин коснулся всех, и иногородние подрядчики не имели возможности приезжать в Москву, возникли сложности с поставками материалов и прочим.
Тем не менее, нельзя сказать, что работа в театре на период карантина остановилась. МХТ — это огромный имущественный комплекс, памятник федерального значения. Невозможно закрыть такой театр на карантин, просто повесив амбарный замок на двери. Все это время работали дежурные службы, обслуживающие здание и оборудование, охрана, приходили наши хозяйственные подразделения, регулярно проводившие уборку и дезинфекцию. А для поддержания других сторон жизни огромного коллектива постоянно, на удаленке и не только, продолжали работать сотрудники бухгалтерии, юристы, закупщики, снабженцы, администрация.
Марина Брусникина
«Практика»
Работу над плановыми постановками пришлось практически остановить: в самом начале карантина нам удалось сыграть онлайн «Созвездия» Мастерской Кудряшова, так как спектакль был уже готов, но другие премьеры пришлось отложить. Конечно, мы созваниваемся с авторами, с художниками, обсуждаем будущие проекты, но полноценные репетиции в таких условиях невозможны.
Так что мы сосредоточились на работе со зрителями в интернет-пространстве — и, как мне кажется, это очень сблизило нас с ними, позволило им больше узнать о создателях спектаклей, о творческом процессе, взглянуть на артистов с новой стороны. Оглядываясь назад, можно сказать, что этот период для нас был очень творческим, но и очень непростым.
Поддерживал ли театр отношения со зрителями в этот период?
Александр Фокин
«Студия театрального искусства»
Конечно. На всех наших онлайн-платформах мы рассказывали нашим зрителям историю театра, проводили прямые эфиры и видеоэкскурсии по закулисью, артисты читали стихи, пели песни (рубрика «Песни женовачей» побила все рекорды популярности в наших соцсетях), исполняли свою музыку (отдельно хочется отметить актера Александра Николаева и его «Скучную неоклассику»).
Большой отклик вызвала рубрика, в которой актеры СТИ рассказывали о своих любимых книгах и фильмах. Для детей мы придумали проект «Сказки с Настей и Машей», в котором актрисы Анастасия Имамова и Мария Корытова читают сказки Эммы Мошковской и Анастасии Имамовой.
Ника Гаркалина
«Центр драматургии и режиссуры»
Для нас, как и для всех, карантин стал неожиданностью, в считанные дни надо было спланировать онлайн-мероприятия, чтобы не потерять связь с нашими зрителями. Мы сразу отказались от идеи показа видеозаписей спектаклей. По мнению художественного руководителя театра Владимира Панкова, это отдельный жанр: телеспектакли Эфроса и Захарова — яркие примеры. А трансляция обычной записи не передаст ни атмосферы, ни всех нюансов, которые зритель может увидеть и почувствовать, сидя в зале. Снимать спектакли для теле-, видео- или интернет-трансляции — целое искусство, а сделать не только качественную, но и высокохудожественную запись у нас не было возможности.
В официальном аккаунте ЦДР в Instagram мы реализовали программу #цдрstayshome, в рамках которой ежедневно публиковались видео артистов с утренними зарядками, полезными рецептами, сказками для детей, исполнением музыкальных композиций из любимых спектаклей. Еженедельно в прямом эфире мы проводили встречи с создателями премьер этого сезона, переведя в онлайн наш проект ЦДР.Диалог. Ко Дню Победы организовали провели в Instagram акцию «Бессмертный полк», опубликовав фотографии и рассказы о судьбах фронтовиков из семей сотрудников театра. Как и многие театры, мы присоединились к организованному БДТ им. Товстоногова и журналом «Театр.» марафону #помогиврачам, собирая средства на покупку СИЗ для врачей НМИЦ Гематологии совместно с «Фондом борьбы с лейкемией». В ходе него 17 артистов прочли документальные тексты медиков, которые прямо сейчас сражаются за жизни пациентов с коронавирусом и тех, кто находится в группе особого риска.
Мы прожили большую жизнь онлайн и надеемся, что не потеряли контакт с нашими зрителями.
Марина Андрейкина
МХТ им. А. П. Чехова
Наш медиацентр во главе с Вадимом Верником и наши артисты несли постоянную вахту на интернет-ресурсах МХТ. Повторю, заменить живые спектакли никакой онлайн-активностью невозможно, однако в условиях карантина это был единственный способ коммуникации со зрителем. Мы создали своего рода онлайн-журнал с постоянными рубриками, выкладывая как архивные, так и специально созданные материалы. Конец марта и весь апрель выходил «Наш ответ карантину» — небольшие видео артистов театра о своей жизни в условиях самоизоляции. Все это время продолжаются «Прикосновения» — поэтическая рубрика в рамках проекта «Круг чтения», в котором наши артисты читают современных поэтов.
Есть рубрика «МХТ. История в фотографиях», в которой мы «раскапываем» забытые, но примечательные случаи из жизни театра. Регулярно публикуем фотографии и тексты про архитектуру и особенности уникального шехтелевского здания в разделе «Московский Художественный театр. Энергия места». В свое время Анатолий Миронович Смелянский инициировал размещение на сайте театра многотомной библиотеки мхатовских книг, и сейчас мы представляем публике отдельные ее издания. В рубрике «Сегодня смотрим спектакль…» показываем легендарные постановки МХТ, как правило, в прекрасном качестве — с большим резонансом среди аудитории. Выкладываем лекции ведущих литературных и театральных критиков, записи встреч с любимыми актерами в рамках «Мхатовских пятниц» — они также обрели новый формат и стали проводиться онлайн.
В День театра мы отсняли вечер современной прозы и поэзии, составленный Мариной Брусникиной, — постепенно загружаем эти видео на YouTube. Там же представляем уникальный материал — интервью Ренаты Литвиновой со старейшей актрисой театра Раисой Максимовой. Наши ведущие актеры во главе с Константином Хабенским объединились в «Мужской хор творцов имени Гагарина» и учредили денежную «Гагаринскую премию», чтобы помочь ветеранам театра во время карантина. Художественным воплощением этой акции стали поэмы, сочиненные Игорем Верником ко Дню космонавтики, Дню пионерии и дню рождения А. С. Пушкина — их участники «Хора» исполнили в наших социальных сетях.
Кроме серьезных, академических материалов, размещаем творческое хулиганство артистов, продолжающее традиции мхатовских капустников, — музыкальные видео группы «Сладкий мед» из альбома «Самоизолейшн хитс». Работа кипит!
Марина Брусникина
«Практика»
Когда театральные залы закрылись, мы запустили проект «Практика карантина» — серию регулярных рубрик на нашем сайте и в соцсетях. В программе «Практика будущего» мы подробнейшим образом освещали готовящиеся премьеры, что не всегда удается сделать в обычное время. В «Практике советов» выкладывали подборки любимых фильмов и книг от наших друзей — режиссеров, актеров, драматургов, художников и музыкантов. Дали возможность высказаться и нашим зрителям, которые присылали собственные подборки. За это время советов набралось такое количество, что мы даже думаем издать книгу.
В образовательной рубрике «Еще не поздно узнать о …» рассказывали о направлениях современного театра, драматургии, академической музыки, поэзии. Каждую неделю по понедельникам транслировали записи спектаклей, на следующий день устраивая со зрителями их обсуждение. Приглашали в прямой эфир современных композиторов, художников, продюсеров. Также были у нас и видеочитки по российским пьесам последних трех лет — их делала Мастерская Брусникина с приглашенными артистами. Еще мы прочитали толстый роман Владимира Шарова «След в след» — три раза в неделю актеры зачитывали его большими кусками по 30-40 минут. Литературное направление продолжилось «Практикой литературы»: в этой рубрике мы презентовали произведения современной прозы авторов-женщин.
В мае запустили онлайн-уроки по йоге, а неделю назад присоединились к акции БДТ и журнала «Театр.» #помогиврачам. Завершать сезон будем проектом «Практика сотворчества»: мы предложили зрителям стать продюсерами и самим выбрать для новых онлайн-спектаклей пьесу, актерский состав и режиссера. Победили три пьесы: «Урожай» Павла Пряжко (и режиссер Никита Бетехтин), «Три сестры» (и режиссер Михаил Рахлин) и «Гамлет» (режиссер Талгат Баталов). Запись первой премьеры уже можно посмотреть на YouTube-канале театра, две другие назначены на 20 и 23 июня соответственно.
Как театр будет выходить из карантина?
Александр Фокин
«Студия театрального искусства»
Мы можем только надеяться, а как произойдет в итоге — одному Богу известно.
Мы планируем собраться в самом начале осени и после нескольких недель репетиций выйти к зрителям с текущим репертуаром. Про премьеры что-то определенное на данный момент сказать сложнее.
Ника Гаркалина
«Центр драматургии и режиссуры»
Постепенно. Мы планируем репертуар на осень, ждем информации, как и при каких условиях можно будет начать прокат спектаклей. Пока мы формируем графики репетиций, ведь у нас четыре премьеры на выпуске: «Это все она» Филиппа Виноградова, «Дневник Алены Чижук, а еще почта, жж и фейсбук» Алексея Размахова, «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» Екатерины Кисловой и Владимира Панкова, «Скоморох Памфалон» Владимира Панкова.
Кроме того, нужно восстанавливать и спектакли репертуара, ведь многие названия мы не играли с февраля, а значит к сентябрю набежит уже полгода — огромный срок. Так что начнем с репетиций.
Марина Андрейкина
МХТ им. А. П. Чехова
Из-за пандемии мы не смогли выпустить 3 премьеры, которые были намечены на май и июнь. Это «В окопах Сталинграда» в постановке художественного руководителя театра Сергея Женовача, «Ювенильное море» Натальи Назаровой и «Месяц в деревне» Егора Перегудова. На самоизоляции, в силу разных причин, возможности или смысла продолжать репетиции не было.
Как будет построен следующий сезон, сейчас ответить очень сложно: у всех постановщиков сдвинулись графики, при этом окончательной определенности тоже еще нет. Все с нетерпением ждем решения художественного руководства, которое находится, несомненно, в очень непростой ситуации.
Административно мы сделали все, чтобы театр мог в июле-августе приступить к репетициям и в сентябре открыться — сейчас артисты в отпуске до начала июля, художественно-постановочная часть и художественно-производственные мастерские выходят из отпуска во второй половине июня, чтобы привести в порядок декорации, костюмы, реквизит текущего репертуара, оборудование, сделать все то, что обычно в активный сезон не успевают, и заняться новыми постановками.
Марина Брусникина
«Практика»
Мы шаг за шагом идем вслед за теми установками, которые нам диктует ситуация. Сейчас разрешили репетировать, но театр вот-вот уйдет в летний отпуск. Дальше, если все будет так, как планируется, и театры осенью смогут открыться, то мы начнем репетировать и выпускать премьеры.
Но пока, как мне кажется, нужно жить сегодняшним днем, потому что, что будет завтра, никто не знает.
Какими вы видите последствия карантина для театра?
Александр Фокин
«Студия театрального искусства»
Сложно сейчас говорить о последствиях — о будущем вообще неблагодарное дело рассуждать. Вот кто в январе мог предположить, что 17 марта прекратится вообще какая-либо театральная жизнь? Очень многое после карантина будет зависеть от зрителей: от их финансовой готовности купить билет, от их моральной готовности прийти и воспринимать спектакль без оглядки на то, что их окружают другие люди, потенциальные носители болезни.
Если же говорить об очень дальней перспективе (1-3 года), думаю, что театр будет таким же, каким был до пандемии: живым, оффлайновым, как сейчас модно говорить, и трогающим душу. Уверен, что рано или поздно все вернется на круги своя. А карантин будет опытом, который останется в истории.
Ника Гаркалина
«Центр драматургии и режиссуры»
Если бы знать… Как говорится, поживем — увидим. Мы надеемся, что зритель соскучился по нашим спектаклям не меньше, чем артисты соскучились по встречам с нашей публикой.
Мы ждем, что скоро сможем вернуться в театр полноценно, что зрители придут в наши залы и мы заживем прежней жизнью со всеми невзгодами и радостями. Не хочется плохих прогнозов, хочется верить в хорошее.
Марина Андрейкина
МХТ им. А. П. Чехова
После карантина, я надеюсь, мы сохраним все лучшее, что наработали, и продолжим вести те же рубрики и общаться со зрителями в сети. Но самое главное — мы ждем нашего зрителя в Камергерском переулке. Хочется верить, что в сентябре нам разрешат открыться для публики.
Знаю точно, многие соскучились по театру! Мы со своей стороны сделаем все, чтобы посещение МХТ им. А. П. Чехова было максимально безопасным в нынешних условиях и при этом оставалось полноценным театральным опытом.
Марина Брусникина
«Практика»
Посмотрим. Мне самой очень интересно, что нас ждет.