8 прекрасных обнаженных женщин в московских музеях
Начиная с IV века до нашей эры, когда афинский скульптор Пракситель впервые в Европе изобразил обнаженную женщину, художники обращаются к этому сюжету снова и снова. Time Out нашел восемь лучших образцов жанра в музеях Москвы.
Джулио Пиппи, прозванный Романо
«Дама за туалетом, или Форнарина», начало 1520-х
Джулио Пиппи, самый талантливый ученик Рафаэля, уже после смерти своего наставника написал портрет его любовницы. История Форнарины и Рафаэля стала настоящей легендой: девушка была дочерью римского пекаря, художник встретил ее случайно, влюбился и выкупил у отца за 3000 золотых. Форнарина оставалась с живописцем 12 лет — до самой его кончины. Но, по слухам, верностью мужу она не отличалась: заводила романы и с заказчиками, и даже с учениками великого Санти. Получив по завещанию после смерти Рафаэля немаленькое состояние, девушка продолжала вести насыщенную жизнь и была, как утверждают, одной из самых знаменитых римских куртизанок. Впрочем, существует и второй вариант легенды: он гласит, что взаимное чувство Рафаэля и Форнарины было чистейшим и не имело себе равных, а все вышесказанное — неправда.
Двусмысленность истории проявилась и в произведении Романо: до ХХ века Форнарина на его картине восседала одетой в голубое платье, а потом реставраторы расчистили верхний красочный слой и вернули девушку ее в первозданное состояние. По словам искусствоведов ГМИИ, «художник специально акцентировал наготу с помощью прозрачной вуали, которая не столько скрывает женские прелести дамы, сколько призывает напрячь зрение, чтобы их разглядеть».
Где посмотреть: ГМИИ им. Пушкина
Франсуа Буше
«Геркулес и Омфала», 1732–1734
Шедевр коллекции французской живописи ГМИИ — работа Буше на сюжет о том, как боги решили наказать Геракла и отправили его в рабское услужение лидийской царице Омфале. Но вместо каторжного труда герою пришлось облачиться в женскую одежду и сидеть над пряжей в кругу рабынь: очарованный Омфалой Геракл позабыл о своей воинственности.
Правда в итоге герой все-таки одержал любовную победу над царицей. Как раз сцену реванша и изобразил Буше.
На его картине персонажи не забывают о том, что за ними наблюдает зритель, а потому заняты не только и не столько собой, сколько тем впечатлением, которое они производят на смотрящего.
Очаровать, однако, им удалось не всех: Дидро, например, по поводу произведений Буше писал: «У него наблюдается извращение вкуса, колорита, композиции, характеров, воображения, рисунка — причем все это является следствием развращения нравов. Что такой живописец может запечатлеть на холсте? Только свои грязные фантазии».
Где посмотреть: ГМИИ им. Пушкина
Карл Брюллов
«Вирсавия», 1832
Если обнаженная натура и появлялась в российском искусстве ХIХ века, то только в виде произведений на библейские или мифологические темы. Этим путем пошел и Брюллов, который создал картину по мотивам ветхозаветного предания: однажды царь Давид увидел во время купания божественно прекрасную Вирсавию — жену Урии, полководца его армии, — воспылал к ней страстью и овладел ею, а Урию отправил на верную смерть. На основе библейского сказания Брюллов создал полотно о красоте тела и волшебстве восточной культуры. Даем слово искусствоведам Третьяковки: «Лицо героини остается в тени, но силуэт подсвечен, что создает ощущение живой плоти; по холсту тут и там разбросаны цветные рефлексы. Мраморную белизну кожи оттеняет фигура темнокожей служанки, привнося в картину легкий привкус эротики».
Где посмотреть: Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
Пьер Ренуар
«Обнаженная», 1876
Один из главных шедевров Ренуара написан в 1876 году, когда даже слово «импрессионист» еще было чуть ли не ругательным, а художники, работавшие в этом направлении, жили в бедности. Отсутствие сиюминутного успеха, впрочем, не помешало живописцу обращаться к вечным темам — например, к изображению женской красоты.
В «Обнаженной» ее олицетворяет натурщица Анна, известная своей прекрасной наружностью. Холодные оттенки фона на картине подчеркивают жизненное тепло тела Анны, которое производит впечатление драгоценности. Неслучайно за картиной закрепилось второе название «Жемчужина».
Где посмотреть: ГМИИ им. Пушкина
Поль Гоген
«Королева (Жена короля)», 1895
В 1891 году Гоген, жаждущий «слиться с природой», уехал из Парижа на Таити, где прожил 12 лет, женился на молодой островитянке и создал свои лучшие произведения. В их числе и «Королева» из собрания ГМИИ. Ее поза повторяет силуэт лежащей Олимпии Мане — Гоген обожал эту картину и даже взял репродукцию с собой в экзотическое путешествие. Правда, в противовес героине Мане, Гоген представляет свою модель свободной от всех атрибутов европейской цивилизации: она не гетера и даже не мать семейства, а сама природа, воплощение человеческого естества. Впрочем, в то время работы на подобную тематику успеха не имели. Художник даже жаловался другу в письме 1896 года: «Мне кажется, что по цвету я еще никогда не создавал ни одной вещи с такой сильной торжественной звучностью. Деревья в цвету, собака сторожит, справа два голубя воркуют. Но какой смысл посылать это полотно в Париж, когда уже есть столько других, которые не продаются и вызывают вой. Это вызовет еще больший вой».
Где посмотреть: ГМИИ им. Пушкина
Владимир Татлин
«Натурщица», 1913
В 1913-м Татлин, будущий отец-основатель конструктивизма, побывал в мастерской Пабло Пикассо. В том же году он создал свою «Натурщицу», в которой соединил кубизм и принципы иконописи, исследованиями которых тогда увлекались все прогрессивные российские художники.
В «Композиции из обнаженной натуры», как «Натурщицу» называл сам Татлин, он не столько работает с фигурой, сколько упражняется в общих принципах новой живописи: соединении формы, линии, цвета, пространства и объема.
Где посмотреть: Третьяковская галерея на Крымском Валу
Борис Кустодиев
«Красавица», 1915
Самая известная картина Кустодиева выражает «народный идеал». Во-первых, идеал женщины: его героиня — это русская Венера с пшеничными волосами, алыми губками-вишенками, щеками-румяными яблочками, лебединой шеей и холеным гладким телом. Во-вторых, идеал достатка: за него на картине отвечают богатый купеческий интерьер и пуховое одеяло вместе с кружевными наволочками, дорогим сундуком и обоями с букетами. Все вместе — выражение народного представления о счастье.
Где посмотреть: Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
Константин Латышев
«Real Beauty», 1996
Последняя обнаженная в нашем списке — детище любителя поиронизировать Константина Латышева. Уже не первый десяток лет он создает свои акриловые «постеры», смешивая в них образы из рекламы, советского плаката и поп-культуры. Любовь Латышева к заимствованиям видна и в «Real Beauty» — миксе из изображений Венеры Милосской и Мэрилин Монро. Как пишут искусствоведы ММСИ: «Непреходящий символ античной прелести и грации лишился здесь своего скульптурного объема, но взамен обрел черты золотоволосой музы Уорхола. Казалось бы, перед нами само совершенство. Но к чему тогда этот тревожный, неуверенный взгляд из-под густых ресниц и эта яркая, эпатирующая раскраска, которая, словно защитный камуфляж, скрывает хрупкость и уязвимость?»
Где посмотреть: Московский музей современного искусства на Петровке
*Материал от 18.07.2017, из архива TimeOut Москва