Рецензия на фильм «Шафт»

Рецензия на фильм «Шафт»

Тимур Алиев   8 июля 2020
4 мин
Рецензия на фильм «Шафт»

Джон Шафт III или Джей-Джей, как называют его друзья (Джесси Ашер) — аналитик ФБР, привыкший полагаться на интеллект. Парень робкого десятка при первой же встрече с грубой силой тушуется и делает шаг назад. Все меняется, когда приходит весть о том, что его лучший друг Карим (Эван Джогиа) погибает из-за передозировки наркотиков. Однако обстоятельства смерти кажутся Джону подозрительными — Карим последнее время был чист, да и вообще выглядел жизнерадостным. Заручившись поддержкой своего отца (Сэмюэл Л. Джексон), главный герой не только восстановит собственную разрозненную семью, но и распутает дело о международном терроризме, пробудив в себе позабытые навыки.

«Шафт» от режиссера Тима Стори — одновременно и перезагрузка, и продолжение популярной блэксплотейшн-франшизы 70-х, запустил которую в 1971 году Гордон Паркс. Экранизация одноименного произведения Эрнест Тайдимэн рассказывала о детективе Шафте из Нью-Йорка, который, руководствуясь собственным кодексом чести, нередко вступающим в противоречие с законом, ведет борьбу с бандитами Гарлема и итальянской мафией. Несмотря на то, что в первоисточнике Шафт был белым, Паркс для своего дебюта пригласил афроамериканца Ричарда Раундтри, для которого впоследствии эта роль стала настоящим прорывом — ранее Раундтри снимался преимущественно в рекламе.

Кадр со съемок фильма «Шафт» (2020)

«Шафт» 70-х ознаменовал собой бум блэксплотейшена: каждая третья картина этого направления так или иначе опиралась на успех ленты Паркса. Не растеряли хватку и продюсеры оригинального фильма, выпустив в следующем году сиквел «Большая удача Шафта», в котором детектив расследовал убийство своего друга, и триквел «Шафт в Африке», где наш герой, «вооружившись одной лишь палкой», встает на пути группировки, занимающейся торговлей рабами. Большого успеха продолжения не получили. Более того, критики подчеркивали, что белая в основном съемочная команда, создавшая эти ленты, не смогла ни сохранить дух оригинального фильма, ни развить характер персонажа, несмотря на то, что роль Шафта по-прежнему принадлежала Ричарду Раундтри.

О герое забыли до начала 2000-х, когда за новый фильм о Шафте взялся афроамериканский режиссер Джон Синглтон. К тому времени Джон успел зарекомендовать себя как постановщик, на счету которого были самые разнообразные образы афроамериканцев: молодые и дерзкие (дебют «Ребята с улицы»), романтичные и наивные («Поэтичная Джастис»), активные и целеустремленные («Высшее образование»), и, конечно, противостоящие расовым предрассудкам («Роузвуд»). За годы развития жанр блэксплотейшена к 2000-м сильно сдал позиции: режиссеры перестали делать кино о черных для черных, все чаще пытаясь копировать популярные боевики белых. Синглтон в «Шафте», главную роль в котором исполнил Сэмюэл Л. Джексон, как раз-таки напомнил коллегам, что значит «look like Shaft» в прямом смысле этого выражения, бывшего для афроамериканцев того времени наивысшей похвалой.

«Шафт» по версии Тима Стори берет все самое лучшее от предшественников. Вместе с молодым Джей-Джеем в кадре появятся и Шафт-старший в исполнении Сэмюэля Л. Джексона, и Шафт-дедушка — Ричард Раундтри. Правда, сценаристы чуть запутались в родственных связях героев, объединив всех троих в одну семью — по факту персонаж Джексона являлся не сыном, а племянником Шафта-Раундтри. Все два часа на фоне звучит диско 70-х, иногда с вкраплением современных синтетических битов; так композитор «Шафта» Кристофер Леннерц проводит незримый мостик в былую эпоху.

В то же время режиссер Тим Стори не забывает о современности. Его Шафт-младший — уже не олицетворение афроамериканского супермена, которым были и Раундтри, и Джексон 50 и 20 лет назад соответственно. Джесси Ашер, исполнивший роль Шафта, не полагается на грубую силу. Характер парня, как считает персонаж Джексона, повстречавший сына спустя N лет, «испортила» мама, воспитавшая его как пацифиста, который опасается даже держать в руке пушку, не говоря о том, чтобы стрелять из нее. На этой почве во многом строится повествование нового «Шафта»: сценарий снова и снова сталкивает представителей разных поколений, имеющих порой кардинально разные подходы к делу. Там, где Шафт-старший предпочитает достать дробовик, а Шафт-дедушка подключает стальные кулаки, Шафт-младший вспоминает уроки капоэйры, на которые его водила в детстве мама.

К сожалению, молодому Джесси Ашеру сильно недостает харизмы Сэмюэля Л. Джексона. Когда эти оба находятся в кадре, старший Шафт без особых усилий затмевает сына, превращая «Шафта» 2019 года скорее в сиквел ленты 2000-го, чем в историю юного героя Ашера. Безусловно, и у Шафта-младшего будут эпизоды, раскрывающие становление его личности, победу над комплексами и формирование характера «настоящего Шафта». Но большую часть хронометража авторы все-таки концентрируются на Шафте Джексона. Тем не менее новая картина сумела сохранить дух оригинального фильма 70-х: «Шафт» Тима Стори не выглядит выхолощенным идеологическим продуктом. Как и в фильме Гордона Паркса, белые персонажи в кадре — просто фон, на котором семейство Шафтов смотрится пафосно и деловито.

Отдельно хочется обратить внимание на юмор, отсылающий все к тем же старым добрым семидесятым. За шутки, конечно, отвечает Шафт-старший: сдержанность в духе «как бы не обидеть кого-либо» чужда ему по определению — такова природа жанра. Значит ли это, что шовинизм и сексизм уместен сегодня и за пределами экрана? Безусловно, нет.

Но подобные «Шафту» картины имеют право выходить и сегодня. Когда еще нам представиться возможность посмеяться над гипертрофированным черным Бондом, всем своим видом демонстрирующим, что сила в правде?