Рецензия на фильм «Заключенный №1: Восхождение Дэнни Трехо»
Документальная картина Бретта Харви «Заключенный №1: Восхождение Дэнни Трехо» рассказывает не столько об известном актере и любимце миллионов, сколько о Дэнни Трехо до того, как тот стал известен. Харви в первую очередь интересует человек, а не образ, который предстает перед нами в кино и сериалах.
Стоит отметить, что режиссер впервые берется за такого рода документальный байопик. До этого Бретт посвятил около 10 лет своей жизни двум фильмам о марихуане: «Союз» рассказывает о нелегальной индустрией торговли марихуаной, а продолжение под названием «Культура употребления» — кино более дискуссионное, рассуждающее о причине употребления наркотиков в принципе. Так, в одной из бесед упоминается Дэнни Трехо как положительный пример наркомана, сумевшего побороть зависимость.
Трехо, конечно, человек крайне неординарный, в жизни которого случались взлеты и падения. Харви посвящает 2/3 ленты именно падениям Дэнни — насилие в семье, отсутствие какого-либо контакта с родными, дядя-гангстер как образец для подражания. Документалист не чурается темных страниц прошлого актера и ничуть не сглаживает «острые углы». Да, употреблял героин с 12 лет. Да, грабил магазины в районе, в котором жил. Харви не старается показать нам латиноамериканского актера с обложки модного журнала. Благодаря «Заключенному №1» мы можем видеть грани этого человека с разных сторон.
Основной способ повествования Харви — «говорящие головы». От их речей он и отталкивается, иллюстрируя воспоминания друзей, родных, коллег по цеху и сокамерников Трехо то кадрами со съемок, то сценами из фильмов, то found footage из домашних архивов семьи. История жизни Дэнни разворачивается буквально на наших глазах, как воздушный шар, который сначала готовят к старту, потом запускают, и мы наблюдаем, как он медленно поднимается ввысь. Харви явно не ставил целью изобличить или приукрасить что-либо. Однако в повествовании все же можно заметить небольшие «белые пятна»: например, не совсем понятно, что стало камнем преткновения для Трехо, когда он принял решение пройти курс «12 шагов» в группе и отказаться от наркозависимости. Казалось бы, большую часть юности будущий Мачете проводит в местах не столь отдаленных: кругом асоциальные элементы, преступность, наркотики.
Особого внимания, конечно, заслуживает череда случайностей, которые привели Трехо в мир кинематографа. Его первой небольшой ролью стал образ боксера в фильме «Поезд-беглец» Андрея Кончаловского. Одним из сценаристов ленты был Эдвард Банкер, с которым Дэнни когда-то вместе сидел. Банкер был в курсе боксерских достижений Трехо в тюрьме (Дэнни взял первенство в полусреднем весе в тюрьме Сан-Квентина), поэтому предложил ему тренировать для роли Эрика Робертса, старшего брата Джулии Робертс. Одну из тренировок увидел Кончаловский и, недолго думая, предложил Трехо роль боксера — того персонажа, который, собственно, с Робертсом и сражался.
Оставаясь «чистым» после освобождения из тюрьмы, Дэнни долгое время работал консультантом по наркотикам среди молодежи.
Трехо разъезжал по стране, приходил в школы и тюрьмы, рассказывал историю своего освобождения от зависимости, показывая тем самым пример, что, оказывается, можно поступить и так.
Эта история одновременно повергает в шок и становится источником воодушевления и вдохновения для всех, кто ее слушает по ту или эту сторону экрана. Еще несколько лет назад герой грабил магазины и становился жертвой полицейского досмотра из-за своей неординарной внешности. Сегодня в его родном районе владельцы тех же самых магазинов координируются, чтобы нарисовать граффити с изображением Трехо на огромной стене жилого дома, полицейские останавливают актера, чтобы сделать селфи, а фигурки игрушечного Мачете можно купить во всем мире.
Бретт Харви задокументировал невероятно насыщенную жизнь 76-летнего актера и общественного деятеля, который по сей день находится в отличной форме и снимается в множестве проектов. Не лишним будет подчеркнуть, что Дэнни за годы актерской карьеры сумел переломить то самое амплуа «бандита №1», которое прилипло к нему в середине 80-х. Появление Трехо во франшизе «Мачете» — еще одна забавная и роковая случайность. Вначале появился небольшой ролик Трехо в этом образе, который они сняли вместе со своим троюродным братом Робертом Родригесом. После видео стал вирусным, и обоих начали донимать вопросом «Когда же будет фильм, ребята?».
Так небольшая шутка совершила настоящую революцию, сделав Мачете — латиноамериканского героя — главным персонажем собственной франшизы. «У белых есть Супермен, у черных Хэнкок, а супергерой латиносов — это Мачете», — резюмирует Родригес.