Со мной заговорила тыква: участница «Изоизоляции» об искусстве, Яеи Кусаме, гриме и Голливуде
Во время самоизоляции в Facebook появилось сообщество «Изоизоляция», пользователи которого старались креативно повторить известные художественные произведения искусства и выкладывали их на суд общественности. Сегодня Time Out решил поговорить с гримером Алисой Соколовой, повторившей непростую картину японской художницы Яеи Кусамы «Полуночная тыква» (Midnight Pumpkin). Несмотря на изначальные сомнения автора, пост с этой работой собрал 19 тысяч лайков и 1,5 тысячи комментариев.
Алиса, откуда вы узнали о группе «Изоизоляция» и почему решили поучаствовать в этом необычном флешмобе?
Незадолго до того, как по всему миру начали вводить режим самоизоляции, я путешествовала между Москвой, Лос-Анджелесом и Тель-Авивом. Во время недолгой остановки в Москве мой друг познакомил меня со своей компанией, один человек из которой позже стал организатором флэшмоба «Изоизоляция». 11 февраля я приехала в Тель-Авив, где хотела отметить праздник Пурим и поучаствовать в ярких карнавальных шествиях, приуроченных к этому дню. Однако из-за пандемии все массовые гуляния отменились. Зато со мной оказался целый чемодан грима. Примерно в это же время я начала наблюдать за флэшмобом «Изоизоляция» в Facebook. Поучаствовать захотелось сразу, но брали сомнения: а вдруг я не пройду модерацию или моя идея никому не понравится? Но после того, как начали появляться работы, в которых участники использовали грим, я осторожно поделилась с организаторами своей идеей и решила попробовать.
Участники группы часто пытаются повторить работы знаменитых художников, какие-то всем известные сюжеты: «Девушка с жемчужной сережкой», «Рождение Венеры», «Девочка с персиками», «Дама с абсентом». Почему было решено взять картину, скажем так, не слишком популярной в России художницы?
С самого начала мне хотелось не просто скопировать какой-то сюжет, а рассказать историю моего карантина, показать, что меня действительно вдохновляет. Японская художница Яеи Кусама прошла очень непростой творческий путь. Ей сейчас 91 год, и она начинала работать в то время, когда не было никакой эмансипации, а женщин не допускали в серьезные профессии, особенно в Японии. С помощью своего грима мне хотелось рассказать историю Яеи, в этом была основная идея работы.
А почему именно «Полуночная тыква» стала объектом вашего внимания, а не другие работы художницы?
Чтобы ответить на этот вопрос, я немного расскажу об истории Яеи Кусамы. С 10 лет будущая художница находилась в неком тревожном состоянии, которое не поддавалось коррекции, и видела галлюцинации. Чтобы успокоиться, она начала делать зарисовки своих видений. То есть она, по сути, изобрела для себя метод арт-терапии, который в итоге стал искусством. Я ее очень хорошо понимаю, а вот окружающие Кусаму не принимали. Тогда она уехала из патриархальной Японии в достаточно продвинутую, как ей казалось, Америку. Но и в этой стране все сложилось не так быстро, как ей бы того хотелось. После многих лет, проведенных в борьбе, художница, наконец, получила свое признание.
Сейчас 91-летняя Яеи Кусама по собственной воле проживает в психиатрической лечебнице в Токио. Ей так удобно и комфортно. Буквально напротив находится ее мастерская, в которой она продолжает создавать свои шедевры…
Но вернемся к образу тыквы. Откуда он?
В своей автобиографии, изданной на английском, Яеи описывает историю: однажды на ферме родителей с ней заговорила тыква. Она предстала перед художницей в ярком, манящем виде, призывающем к коммуникации. С тех пор паттерн тыквы в творчестве Кусамы повторялся достаточно часто. Потом она порядка 20 лет воплощала идею тыквы в разных интерпретациях – от рисунка до скульптуры. Я использовала этот знаковый образ для того, чтобы перекинуть мостик от Яеи к группе, где объединены люди, которые вдруг на карантине стали открывать для себя искусство и творчество великих художников, прикасаться к нему. Я решила внести свой вклад, использовать вот эту популярность группы и свой гримерный талант и донести историю японской художницы в массы. История оказалась очень мощной, отсюда такая реакция на мой пост.
В своей автобиографии Яеи описывает историю: однажды на ферме родителей с ней заговорила тыква. Она предстала перед художницей в ярком, манящем виде, призывающем к коммуникации.
«Искусство везде»: участники «Изоизоляции» о флэшмобе
Time Out попросил участников проекта «Изоизоляция» рассказать о том, как они выбирали и воспроизводили картины, творчество каких художников им нравится и как изменилась их жизнь на самоизоляции.
Как получилось воссоздать тыкву в гриме?
Это был первый грим, который я сделала на своем собственном лице. Раньше всегда гримировала других людей, воспринимая их лица, как холст. Со своим лицом все иначе. Очень непривычно гримироваться через зеркало, но я справилась. Всего-то, за 7 часов! Понимая, что работа будет небыстрой, использовала гримерный лайфхак. Первый слой грима – аквагрим, с помощью которого поверхность лица как бы грунтуется. Это позволяет дольше работать с жирными текстурами, которые обычно тают на теплой коже и растекаются за два-три часа. Я не могла такого допустить, потому что четкая графичная форма горошин – самое важное в этом гриме.
Очень необычно, и профессия у вас интересная. Почему вы решили стать гримером?
Я рисовала с детства, окончила художественную школу, и в 13 лет, например, могла сделать копию иконы XII века Богоматерь Владимирская, которая находится в Третьяковке.
Но мой папа, человек военный, сказал мне, что художник – это не профессия и в лучшем случае я буду зарабатывать шаржами на Арбате. Так я, под давлением родителей, стала юристом, успела поработать в этой области и разочароваться в ней.
Потом у меня получилось открыть собственный успешный бизнес в сфере мониторинга СМИ. Но все равно хотелось вернуться к рисованию. И я пришла к этому довольно необычным путем. Около 12 лет назад мне пришлось готовить друзей к вечеринке на Хэллоуин. Там был довольно строгий дресс-код, и мои приятели, которые собрались туда идти просто «в костюме человека», очень меня опечалили. Но у кого-то, помимо носов и рогов, наспех схваченных на кассе в каком-то продуктовом магазине, оказалась с собой палетка жирного грима. За полтора часа в кафе на Новокузнецкой я загримировала своих друзей, официантов и еще пару гостей, обедающих в зале.
Около 12 лет назад мне пришлось готовить друзей к вечеринке на Хэллоуин. У кого-то, помимо носов и рогов, оказалась с собой палетка жирного грима. За полтора часа в кафе на Новокузнецкой я загримировала своих друзей, официантов и еще пару гостей, обедающих в зале.
У меня как будто что-то щелкнуло в голове. Потом время от времени я гримировала людей, но воспринимала это, скорее, как хобби. Для меня это так было удивительно тогда… Вот этот синдром самозванца, он со мной «немножко навсегда», несмотря на то, что за эти 12 лет я выучилась в театрально-художественном колледже № 60 на гримера, получила диплом, сделала множество проектов, мои работы уже оценили в Голливуде… Все равно вот этот легкий колокольчик сомнения, он всегда со мной изнутри. Надеюсь, что это приводит меня к хорошим результатам.
Алиса, а расскажите немного о своем опыте в Голливуде?
Вот уже несколько лет я участвую в костюмированном фестивале Burning Man, который проводится в американской пустыне Блэк-Рок в Неваде, и где собираются креативные люди со всего мира.
В прошлом году мне даже выпала честь загримировать одного из организаторов этого большого события Денниса Бартелса (Dennis M. Bartels)… А два года назад сразу после Берна я решила поехать в Голливуд, благо все это расположено на одном побережье. Я отправилась туда без четкого плана, мне были интересны сложные гримерные задачи, такие как пластический грим, спецэффекты. Совершенно случайно я нашла там подругу. Мы познакомились в кафе, поболтали на иврите, и в итоге я прожила у нее в гостиной полтора месяца.
За это время я познакомилась с огромным количеством людей. Мне было важно попробовать договориться о легальной работе. Однако выяснилось, что не все так просто. Существует некая виза «О» для творческих людей с экстраординарными способностями. И для того, чтобы на нее подать документы, нужно собрать портфолио, доказать признание на родине и так далее. Но все это не подходит для гримеров. В 2019 году после Burning Man я снова отправилась в Голливуд, и на этот раз мне удалось поговорить с профессиональным гримером.
Вот уже несколько лет я участвую в костюмированном фестивале Burning Man, который проводится в американской пустыне Блэк-Рок в Неваде, и где собираются креативные люди со всего мира.
Оказалось, что идея работать гримером в голливудском кинопроизводстве с интересными задачами упирается в то, что на этих проектах могут быть заняты только члены профсоюзов.
А насколько сложно получить членство в американском профсоюзе?
Гримерных профсоюзов в США всего два: один на Западном побережье, другой – на Восточном. Чтобы стать членом профсоюза, нужно иметь легальный статус и предоставить надлежащим образом оформленный комплект документов, свидетельствующий о том, что ты работал в должности художника по гриму в проектах высокого уровня, с зарплатой примерно на уровне среднего арифметического зарплаты членов профсоюза. Там должны увидеть, что ты сформировавшийся профессионал, тебя уже нанимают на работу и готовы платить нормальные деньги. При этом трудиться нужно на разных проектах.
То есть реализовать этот очень сложный сет условий с визой «О», по которой работать нужно у одного работодателя в течение 5 лет, практически невозможно… Поэтому я пока не в Голливуде.
А в России совсем нет интересных проектов для гримеров?
У нас, к сожалению, создаются просто нечеловеческие условия для работы художников по гриму – начиная от оформления места, заканчивая несбыточными ожиданиями. Сколько я уже сталкивалась с тем, что у режиссеров какие-то свои мечты и фантазии, при этом бюджетов на грим нет. Для меня важно перед началом работы полистать сценарий, заранее увидеть лицо актера, подобрать материалы, может быть, сделать тесты. К сожалению, в жизни этого в 99% случаев не происходит. Обычно меня зовут куда-то срочно, когда что-то пошло не так, когда бюджетов на грим нет, естественно, нет денег ни на какие профессиональные материалы, ни на какую искусственную кровь. В итоге я сама варю на кухне варево из протертой свеклы. Это вот ожидание VS реальность.
Мне помогает то, что на юрфаке МГУ у нас был курс криминалистики и судебной медицины. По сути, мы изучали вид отверстия в коже после того, как в тело вошла 9 миллиметровая пуля из пистолета Макарова. Я знаю, чем артериальная кровь отличается от венозной, как проходят на теле синяки и так далее. Эти знания мне во многом помогают, а вообще мне нравится работать в командах на тех проектах, где я могу скрупулезно относиться к созданию грима. Сколько раз мне приходилось работать буквально на коленке, с минимальным освещением, в холоде, выпрашивая стул у соседей.
На юрфаке МГУ у нас был курс криминалистики и судебной медицины. По сути, мы изучали вид отверстия в коже после того, как в тело вошла 9-мм пуля из пистолета Макарова. Я знаю, чем артериальная кровь отличается от венозной, как проходят на теле синяки и так далее. Эти знания мне во многом помогают в работе.
Как вы думаете, работа в группе «Изоизоляция» поможет что-то изменить для вас, как для творческого человека?
Сейчас, в связи с происходящим из-за изоляции, с последними событиями, у меня идет очень мощная переоценка себя как творческого человека, достойного признания. Конечно, я проживаю сейчас очень многое. И мне просто звонят люди из Японии и предлагают помочь написать текст и отправить это все Яеи Кусама, на адрес музея.
А совсем недавно мне поступило предложение лично познакомиться с художницей от человека, который ее знает и которому понравилась моя работа. Я приняла решение сделать все возможное, чтобы успеть познакомиться с Яеи Кусамой!
DJ Милослав Чемоданов в образе Джокера-Джареда Лето из «Отряда самоубийц»
Грим: Алиса Соколова
Искусственные тату, металлический лак для зубов.