Как незрячие люди пользуются компьютерами, смартфонами и ощущают себя в интернете

Как незрячие люди пользуются компьютерами, смартфонами и ощущают себя в интернете

Андрей Писков   8 июля 2020
18 мин
Как незрячие люди пользуются компьютерами, смартфонами и ощущают себя в интернете

По данным Всероссийского общества слепых в России насчитывается примерно 103 тысячи тотально незрячих людей. Многие из них являются активными пользователями техники и интернета: делают покупки в онлайн-магазинах, учатся и работают удаленно, оформляют документы. Однако согласно последнему исследованию, проведенному благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт» и социальным предпринимательским проектом Everland, только 7 из 78 проверенных организаций имеют 100% доступность сайта или мобильного приложения для людей со слепотой. Time Out расспросил людей с инвалидностью по зрению об их пользовательском опыте и цифровой инклюзии.


 

Портрет Маргариты

Маргарита Мельникова

34 года, Екатеринбург

руководительница проекта «Опиши мне»

Портрет Владислава

Владислав Бондаренко

22 года, Москва

студент

 

 

Портрет Анастасии

Анастасия Андреева

15 лет, Кисловодск

школьница

Портрет Олега

Олег Копосов

41 год, Ессентуки

руководитель социальных проектов

 


Иконка ТаймАут

Для каких целей вы пользуетесь Интернетом? Как для вас проходит общение с людьми в онлайне?

Портрет Маргариты

Маргарита

Маргарита:

Для меня интернет главным образом – рабочий инструмент. Еще учась в институте, я заработала в сети свои первые деньги. И до сих пор работаю исключительно онлайн – все коммуникации с руководителями, поиск работы, получение заказов и сдача готового результата у меня проходят через интернет. Конечно, цифровая среда для меня – это и доступ к учебной информации: я регулярно прохожу онлайн-курсы, посещаю вебинары для личного развития. Например, сейчас изучаю курс для незрячих тестировщиков и разработчиков от Everland, призванный научить незрячего человека тестировать сайты и мобильные приложения на доступность.

Использую интернет и для общения. В основном через «ВКонтакте» и WhatsApp. Страничка в ВК у меня активная, я часто публикую на ней свои материалы. Не могу назвать себя блогером — мне просто нравится делиться мыслями и впечатлениями. Иногда делаю небольшие обзоры на прочитанные книги, рассказываю о событиях, которые произошли в моей жизни, о путешествиях и приложениях, которые я попробовала, посещенных спектаклях. Подписчиков у меня около 300 человек. В основном это незрячие люди, но также есть и волонтеры, так как я занимаюсь двумя крупными социальными проектами.

Пользуюсь также Telegram, в котором читаю каналы – например, канал «Незрячая философия» своей незрячей знакомой Ираиды Латкиной, так и разной другой тематики, от исторических до музыкальных. Из развлечений люблю смотреть книжные и музыкальные обзоры на YouTube, документальные фильмы. К слову, для незрячего человека, если у него нет каких-то комплексов по поводу своей инвалидности, вполне естественно говорить «смотреть», а не «слушать». Где зрячий человек говорит «я смотрю», «я читаю» — там и незрячий будет говорить то же самое, вне зависимости от того, что этот просмотр и чтение будут на слух.

 


Портрет Владислава

Владислав

Владислав:

Интернет я использую практически для всего, особенно в связи с последними событиями: для учебы, поиска информации, заказа еды и такси. Собственно, для всех тех же целей, для которых его используют зрячие люди. Пока только работа у меня не привязана к онлайну, но думаю, он станет ее неотъемлемой частью в ближайшем будущем. Тем более, если речь идет про фриланс.

Что касается общения, я предпочитаю голосовые сообщения. Но если в какой-то ситуации это неудобно, могу ответить текстом – это может занять чуть больше времени. Ответить текстом можно либо при помощи голосового набора, либо через клавиатуру, каждая буква из которой озвучивается программой экранного чтения. При достаточной сноровке можно научиться печатать достаточно быстро.

 


Портрет Анастасии

Анастасия

Анастасия:

Целей много и все абсолютно разные. Чаще всего – развлечения, учеба и общение, но помимо этого есть множество различных ситуаций, где без гаджета, оснащенного интернетом, не обойтись. Вызвать такси, оплатить в магазине покупки, заказать еду на дом – для всего этого нужен интернет. Общение с людьми в формате онлайн для меня проходит в двух вариантах: переписка и аудиозвонок. Предпочитаю больше аудиозвонок, так как в «живом формате» общение куда приятней, чем переписка.

 


Портрет Олега

Олег

Олег:

Я преподаватель, руководитель волонтерского движения. Интернетом, да и вообще компьютерной и мобильной техникой, я пользуюсь в основном для работы. В настоящее время веду онлайн-уроки, готовлю тесты, памятки и т. д. Слежу за новостями в сфере инклюзии, участвую в различных вебинарах, конкурсах.


Иконка ТаймАут

Какими специализированными программами вы пользуетесь, чтобы веб-сайты и приложения были для вас доступными?

Портрет Маргариты

Маргарита

Маргарита:

Как и любой незрячий человек, интернетом, компьютером и мобильными устройствами я пользуюсь при помощи программ экранного доступа (их же еще называют скринридерами) и синтезаторов речи. Первые выполняют функцию преобразования текстовой информации в речь, а вторые, соответственно, ее озвучивают. Если говорить совсем просто – я слышу и то, что написано у меня на экране, и то, что я на него вывожу.

На ноутбуке моим скринридером сейчас является бесплатная программа NVDA (NonVisual Desktop Access). Ее можно использовать в паре с любым синтезатором, которой вам нравится – в моем случае это NewFon. В качестве смартфона у меня iPhone SE. На нем предустановлена программа экранного чтения VoiceOver. Она изначально идет с синтезатором Milena – в такой связке я их и использую.

Помимо этого я занимаюсь проектом для незрячих и слабовидящих людей «Опиши мне», в котором зрячие волонтеры выполняют текстовые описания визуального контента, от фильмов и видеороликов до самых разных изображений, который ни одна программа экранного чтения пока не научилась обрабатывать и описывать. То есть если незрячему человеку на сайте встречается картинка, и создатель сайта должным образом ее не описал, то скринридер прочтет это как IMG2354.jpg или что-то вроде того. И будет совершенно непонятно, что на картинке собственно изображено. Наш проект призван заполнить эти пробелы.

 


Портрет Владислава

Владислав

Владислав:

И на смартфонах, и на компьютерах незрячие люди используют скринридеры. На айфонах такая функция называется VoiceOver, на телефонах с системой Android – TalkBack. На компьютерах это JAWS или NVDA (на Windows) и тот же VoiceOver на macOS. Эти программы озвучивают все, что находится на экране, при помощи синтезатора речи – нейтрального роботизированного голоса. Иногда бывает смешно, когда достаточно эмоциональные сообщения программа озвучивает абсолютно равнодушно.

 


Портрет Анастасии

Анастасия

Анастасия:

Уже два года я пользуюсь говорящей программой TalkBack. Определенных причин назвать не могу, просто изначально выбрала ее, и она меня полностью устраивает. Хотя раньше была еще одна хорошая программа – ShinePlus, но, к сожалению, ее убрали из магазина.

 


Портрет Олега

Олег

Олег:

Основная программа экранного доступа на компьютере — это JAWS, вспомогательная — NVDA. На сенсорном устройстве основная — Voice Assistant, вспомогательная — TalkBack.



Иконка ТаймАут

Когда вы впервые начали пользоваться Интернетом и цифровыми устройствами? Насколько доступным для вас цифровое пространство было тогда и насколько сейчас?

Портрет Маргариты

Маргарита

Маргарита:

Пользователь я довольно старенький – более 15 лет за компьютером. В интернете я с конца 2005 года, со смартфонов начала выходить в онлайн с 2007 года, тогда еще на кнопочном Nokia. С 2013 года стала пользоваться сенсорами. В 2005-2006 годах графики и анимации в интернете было гораздо меньше: странички были легче, проще устроены. Было меньше «капчей», которые надо вводить на сайтах при регистрации.

Конечно, сегодня в интернете стало в целом больше графики, и страницы из-за этого утяжеляются. Дизайн выступает на первое место в ущерб доступности и удобству для незрячих людей. С другой стороны, в начале 2010-х на сайтах активно использовалась Flash-анимация, и тогда пользоваться ими было вообще невозможно. Помню, у писательницы Александры Марининой был такой сайт: по описаниям зрячих людей — красивый, а программа экранного доступа абсолютно не могла его прочесть. В последнее время я такого уже не встречала.

 


Портрет Владислава

Владислав

Владислав:

Ноутбук у меня появился в 12 лет, а уже через год я впервые вышел на нем в интернет через модем. В самый первый раз мне потребовалось где-то полчаса, чтобы во всем разобраться. Тогда у меня еще была операционная система Windows — на мой взгляд, для незрячего человека она немного сложнее, чем macOS. В целом вход в онлайн-среду был достаточно неторопливым, но безболезненным. Первоначально я заходил в онлайн просто задать какие-нибудь запросы в поисковике. От запросов перешел к скачиванию книжек, песен, просмотру веб-сайтов. В плане доступности сайты уже тогда были приспособлены для людей с инвалидностью по зрению – за 10 лет ничего кардинально не изменилось. Разве только появились программы, которые позволяют распознать код с картинки, так называемую «капчу», но на большинстве сайтов сейчас существует звуковая проверка – и это облегчает задачу.

 


Портрет Анастасии

Анастасия

Анастасия:

Электронными устройствами и интернетом я начала пользоваться еще до потери зрения, поэтому сравнивать, что было раньше и что сейчас, не могу — до 2018 года я вообще не знала о существовании специализированных программ для незрячих.

 


Портрет Олега

Олег

Олег:

Для меня все началось, сравнительно недавно, в 2009 году. Из онлайн-технологий тогда была очень популярная программа ICQ, она же «Аська», но и, конечно же, Skype. Насколько инклюзивным цифровое пространство стало сейчас, трудно ответить однозначно, но бесспорно доступность стала лучше и чуть более расширенной.


Иконка ТаймАут

Какими сервисами и приложениями пользуетесь сегодня на ежедневной основе? С какими сложностями сталкиваетесь?

Портрет Маргариты

Маргарита

Маргарита:

У меня установлен стандартный, наверное, набор: YouTube, «ВКонтакте», электронная почта, приложения для прослушивания аудиокниг. Не скажу, что у меня есть что-то специфическое, только для незрячих созданное. Если приложения доступны для скринридера, я стараюсь по возможности пользоваться обычными, не специализированными. Из специализированного на телефоне – разве что Bright Guide, альтернативный клиент мессенджера Telegram, которым я пользуюсь исключительно потому, что официальное приложение Telegram из AppStore для айфоновского скринридера абсолютно недоступно. Возможно, он не так красив и презентабелен, как говорят мои зрячие знакомые, но свои функции выполняет.

Я довольна часто перемещаюсь на такси, поэтому регулярно пользуюсь приложениями для их заказа. Нравится приложение Rutaxi – очень доступное. На «Яндекс.Транспорте» смотрю расписание автобусов и сразу покупаю билеты онлайн. Раньше пользовалась приложением онлайн-кинотеатра ivi, но сейчас как-то не до фильмов стало. Иногда захожу на американский сервис Serotek, там есть дорожки фильмов с аудиодескрипцией (аналогом тифлокомментирования) — его мне вполне хватает.

Заказываю продукты на дом. В частности, больше двух лет пользуюсь сайтом сети магазинов «Яблоко». Набираю сразу много, а по мелочи можно уже докупить в ближайших магазинах. Но если хочется именно самостоятельных покупок, чтобы ни с кем не ходить, тут как раз пригодится возможность заказать из магазина онлайн. Нередко заказываю готовые блюда с доставкой: шашлыки, пиццу, блюда с мангала. Например, пользуюсь очень удобным и доступным для незрячих сайтом сервиса «Шашлыки на вынос». Также уже около 10 лет покупаю билеты на поезд самостоятельно через сайт РЖД. Единственное, если нужно купить билеты в купе для пассажиров-инвалидов, это можно сделать только на вокзале в личном порядке.

В плане сервисов расстраивает все, что касается «Яндекса» — у них глобальные проблемы с доступностью. Что у приложений для iOS, что у веб-страниц. Разве что «Яндекс.Почта» еще более-менее хорошо работает благодаря облегченной версии для слабовидящих. О проблемах с доступностью специалисты «Яндекса» прекрасно знают, но никаких мер, к сожалению, предпринимать не готовы. Проблемы с доступностью есть и у приложений магазина электронных книг «ЛитРес»: если «ЛитРес: Слушай!» можно еще пользоваться, то «ЛитРес: Читай!» уже почти недоступен.

Самая негативный пример из моего опыта — соцсеть «Одноклассники». Я пользовалась ей с 2007 года, но где-то к 2011-му перестала: у них постоянно менялся дизайн и с какого-то времени посещать его стало просто невозможно. Привыкнешь к одному, зайдешь через неделю – все уже совершенно по-другому. Делать такое для незрячих пользователей недопустимо, потому что мы привыкаем к сайтам на слух и рассчитываем на то, что элементы навигации будут находиться в тех местах, где были вчера. Это не значит, что сайты совершенно не нужно менять. Но делать это нужно осторожно, не слишком часто и с оглядкой на незрячего пользователя.

С одним из создателей «Одноклассников» я в итоге даже списалась много лет назад, рассказала о проблемах с доступностью. Пообещали исправить, но в итоге никуда это так и не сдвинулось. Другое дело – портал «Стихи.ру», на котором я размещаю свои стихотворения. Он, к счастью, вообще не изменился – как был 13 лет назад, каким я его запомнила во время первых визитов, таким и остается сейчас. Что, на мой взгляд, просто замечательно.

 


Портрет Владислава

Владислав

Владислав:

Из самых доступных приложений хотелось бы отметить «Сбербанк Онлайн». У них и фокус-группы были, и работа проводилась соответствующая, поэтому к ним вообще нет вопросов: и на сайте, и в приложении все озвучивается прекрасно. Для заказа такси использую «Яндекс.Такси». Кто-то жалуется на некоторую недоступность элементов приложения, и она действительно есть: иногда не с первого раза понимаешь, что за кнопка, а раньше бывало, что их и вовсе не подписывали. Но, на мой взгляд, сегодня у них все гораздо лучше: достаточно лишь немного приноровиться – и вызывать такси можно на автомате. А вот в «Яндекс.Еде» неподписанные кнопки до сих пор есть – и тут определить их назначение можно уже только методом тыка. Кстати, на Android есть функция подписания ярлыков, при помощи которой неподписанные кнопки в приложениях можно обозначать самому – тогда скринридер будет озвучивать их как надо.

Иногда играю в игры, по большей части типа викторин. Существуют специально разработанные игры для незрячих, рассчитанные полностью на аудиальное восприятие: гонки, теннис – это для компьютера. Что касается мобильных игр, то на русском для незрячих людей существуют разве что карточные игры. А вот какие-нибудь аудиоквесты, хорроры, шутеры – это все на английском языке.

Из неплохих специализированных программ существует приложение быстрого оптического распознавания Envision AI, которое способно описать то, что изображено на фотографии: например, подсказать расположение того или иного предмета или назвать его цвет. Есть приложения, помогающие незрячим людям определять номинал банкноты – например, «Определитель купюр». А чтобы распознать текст с фотографии, подойдет «Яндекс.Переводчик».

 


Портрет Анастасии

Анастасия

Анастасия:

Я пользуюсь многими онлайн-сервисами. Одни из основных – Google Pay для оплаты NFC, «Яндекс.Такси» и «Сбербанк Онлайн». Сложности были с «Яндекс.Такси», так как не проговаривалась карта. Сейчас с обновлениями все исправлено и проблемы ушли.

 


Портрет Олега

Олег

Олег:

В основном это сайты электронного правительства («Госуслуги», «Медицина онлайн» ПФР и т. д.). Опять же, доставка и заказ еды. Что касается доступности онлайн-пространства, тут еще есть над чем работать. Например, «Яндекс» не очень хочет заниматься доступностью своих продуктов: есть неподписанные кнопки, которые без помощи зрячего не активируешь. Еще один пример — сайты электронного правительства, например, «Госуслуги». Там тоже не все доступно и далеко не все пункты однозначны. Так, например, мы с семьей оформляли загранпаспорта. Подали заявления через портал «Госуслуги». Через некоторое время на почту пришло уведомление об изменении статуса заявления. Я зашел на сайт и увидел, что заявление находится на «оформлении». Что я дальше только ни делал — с этим элементом ничего не происходило. В итоге оказалось, что ниже была информация о действиях, а программа экранного доступа мне об этом не сообщала.


Иконка ТаймАут

С какими сложностями в доступности онлайн-услуг вы столкнулись за время самоизоляции?

Портрет Маргариты

Маргарита

Маргарита:

К счастью, во время самоизоляции мои рабочие процессы практически не пострадали.

 


Портрет Владислава

Владислав

Владислав:

Первоначально почему-то пропуска не хотели оформляться. Когда на mos.ru и «Госуслугах» заработал сервис с пропусками, у меня не с первого раза получилось разобраться, как нажать на кнопку – надо было как-то очень хитро это сделать. Но потом они этот момент подправили, и все заработало.

 


Портрет Анастасии

Анастасия

Анастасия:

Во время самоизоляции никаких сложностей с онлайн-услугами не возникало.

 


Портрет Олега

Олег

Олег:

Да дело даже не в самоизоляции, а просто в доступности сайтов: не все они на 100% доступны слепому человеку. В этой области нужно еще работать и работать нам всем.


Иконка ТаймАут

Как в целом вы ощущаете себя в онлайн-пространстве? Какие нововведения позволили бы улучшить ваш опыт?

Портрет Маргариты

Маргарита

Маргарита:

В онлайне ощущаю себя замечательно. Думаю, как и для всех незрячих, интернет для меня – это окно в множество миров. Целое пространство, отдельная жизнь. Там мои друзья, работа, развлечения и самообразование. Я не представляю, честно говоря, кем бы я была, не откройся мне в свое время эта возможность. Если бы один мой хороший знакомый не рассказал мне 17-летней о том, что незрячие люди могут пользоваться компьютером и интернетом, мне кажется, и в социальном плане, и в плане трудоустройства, самореализации я бы не смогла стать тем человеком, кем являюсь сейчас. Во многом поэтому я с огромным удовольствием теперь обучаю незрячих людей пользоваться сенсорными смартфонами, компьютером. Считаю, что если кто-то когда-то этот мир открыл для меня, мой долг — открыть этот мир для кого-то другого.

Из сложностей в онлайне особенно стоит выделить «капчу». Если на сайте нужно зарегистрироваться, что-то подтвердить или возникло какое-либо затруднение и вылезает проверка в виде «капчи» – тогда приходится звать на помощь зрячего. Благо мне помогает такой проект, как Be My Eyes – приложение, которое связывает по видеозвонку незрячих пользователей со зрячими волонтерами. Правда, недавно появились такие «капчи», в которых нужно распознать, например, все квадраты или выбрать все светофоры. Тут уже ни один волонтер не поможет, так как нужно самой нажать на все нужные объекты. А надо сказать, что ни один незрячий человек мышью не пользуется. Главный признак доступного сайта – это возможность пользоваться им с клавиатуры. Если этого нет – значит у сайта глобальные проблемы с инклюзивностью.

Другая проблема – это кнопки без текстовых меток, которые скринридер не может считать. Или например, так называемые стилизации, когда зрячий человек понимает, что это кнопка, а скринридер ее не распознает, потому что вместо элемента button она обозначена элементом gif. Неподписанными могут быть не только кнопки, но и поля форм, когда программа экранного чтения произносит «пусто» или какой-то непонятный набор символов. Хотя на самом деле там какая-то значимая информация, к которой незрячему человеку доступ попросту не подумали обеспечить.

Пребывание в онлайне для незрячих людей станет еще лучше, если разработчики сайтов и приложений будут внимательно прислушиваться к нашим потребностям. Если в каждой более или менее крупной компании и команде будет незрячий тестировщик – хотя бы один, но толковый и грамотный — и если это будет не ради галочки, а чтобы действительно прислушиваться к его мнению – многие проблемы доступности сайтов и приложений смогут быть решены.

 


Портрет Владислава

Владислав

Владислав:

В принципе все доступно, за исключением картинок, некоторых «капчей» и моментов, когда на сайтах встречаются элементы, не реагирующие на нажатие. Например, чтобы на сайте «Антиплагиат» по-человечески все нажать, мне понадобилось проковыряться достаточно долго. Хотя вроде наши разрабатывали. К счастью, встречается такое редко.

 


Портрет Анастасии

Анастасия

Анастасия:

Я не представляю свою жизнь без стольких полезных сервисов. Мой опыт сильно улучшило приложение Lazarillo GPS for Blind. Оно помогает ориентироваться на местности, узнавать мимо чего проходишь или проезжаешь и многое другое. До февраля этого года я в принципе не знала о его существовании, но оно упростило мою жизнь во много раз.

 


Портрет Олега

Олег

Олег:

Как рыба в воде, но порой в мутной. Трудно сказать о нововведениях в целом, но вот то, что над разработкой сайтов и приложений нужно работать всем вместе – зрячим и незрячим, слышащим и глухим людям – это беспорно. Тогда и доступность улучшится, и удобные нововведения появятся.