7 ролей Тома Хэнкса, за которые его нельзя не любить
«Большой», 1988
Родившийся в религиозной семье, оставшийся после развода с отцом, который был потом женат еще дважды и постоянно переезжал, Том в детстве испытывал кучу проблем. Для своих одноклассников он был стопроцентным фриком. Его мучительная застенчивость сочеталась с желанием как-то показать себя, и потому мальчик часто совершал странные поступки, за которые ему потом доставалось. Когда на экраны вышел фильм «Большой», где Хэнкс очень достоверно и органично сыграл 13-летнего мальчика в теле взрослого, ему часто задавали вопрос: «Когда ты чувствуешь себя ребенком?». Ответ был — никогда.
Наверно, здесь и кроется тайна успеха и Джоша, и других героев Тома Хэнкса ранних лет — саркастичных, мечтательных, добрых, в чем-то очень беззащитных парней. Лучше всего это объяснила Салли Филд, его партнерша по «Форресту Гампу»:
«Том очень забавный и веселый, и с ним легко общаться. Но на самом деле там есть кто-то еще, кто-то очень печальный. Это его темная сторона, и именно это делает его таким неотразимым на экране».
«Их собственная лига», 1991
Однажды Хэнкса спросили, что бы он предпочел в юности — получить «Оскар» или приз Хайсмана, самой престижной награды в студенческом американском футболе. Актер ответил, что предпочел бы второе:
«Я играл полузащитником за “Калифорнийских золотых медведей” в колледже, так что приз Хайсмана был бы для меня волшебной вещью».
В кино Хэнкс только раз сыграл профессионального спортсмена — и это был Джимми Дуган, запойный тренер женской бейсбольной команды в картине Пенни Маршал «Их собственная лига».
Режиссер: Пенни Маршалл
В ролях: Джина Дэвис, Билл Пуллман, Том Хэнкс, Мадонна, Гарри Маршалл, Дэвид Стрэтэйрн
США, 1992 г.
Фильм стал хитом 1992 года, причем все поражались не только Мадонне, наконец-то хорошо сыгравшей там одну из главных ролей (и записавшей одну из своих самых известных песен в качестве саундтрека), но и Тому Хэнксу, неожиданно представшему перед зрителями в облике одутловатого и несимпатичного мужика средних лет.
И куда только делся милый молодой человек, которого женщины, по меткому выражению Маршалл, обожали за «красоту, которая не слишком красива и потому доступна»! Позже Хэнкс не раз сыграет в романтических фильмах, но «Их собственная лига» стала своего рода рубежом, за которыми маячили уже совсем другие роли.
«Форрест Гамп», 1994
Хэнкс был первым актером после Спенсера Трейси, которому удалось получить «Оскар» за лучшую мужскую роль два года подряд. Показательно то, какие это были роли: после умирающего человека, который хотел только справедливости, Том сыграл человека с ментальным расстройством, который вместо тени отбрасывает тихий солнечный свет на 30 лет американской истории.
Как и Джош в «Большом», Форрест несет в себе детскую наивность, очарование чистоты, которую все мы теряем, становясь взрослыми. В отличие от романа, довольно язвительного, сценарий был очень сентиментальным, почти солнечным — и именно это заставило Хэнкса согласиться на роль. Он вспомнил свои лучшие впечатления от кино, полученные в детстве: одинокий, застенчивый мальчик часто приходил в темноту кинозала и получал поддержку, надежду, знание, что все будет хорошо.
«Когда я читал сценарий “Гампа”, я видел его как один из тех великих фильмов, полных надежды, фильмов, благодаря которым зрители могут положиться на свою судьбу. Я видел это сто миллионов раз, когда был ребенком. Я до сих пор чувствую эту поддержку».
«Спасти рядового Райана», 1998
Том Хэнкс — единственный актер, который стал членом Зала славы рейнджеров армии Соединенных Штатов. Этой огромной чести он удостоился за роль капитана Джона Миллера в эпической картине Спилберга. К работе в «Спасти рядового Райана» Хэнкс подошел с большой ответственностью и даже наслаждался тем, от чего вся остальная команда просто выла — тренировочным процессом перед съемками.
Он длился шесть дней, и где-то посередине актеры заявили, что больше не могут все это выносить. Если бы против тренировок проголосовали все до единого, Спилберг мог бы сократить их. Но один человек был «за» — и этим человеком был Хэнкс. Он уже проходил такой курс у военного консультанта во времена «Форреста Гампа» и точно знал, зачем все это нужно:
«Я был единственным, кто понимал, что нас ждет, насколько тяжелый это будет опыт. Остальные ребята, я думаю, ожидали чего-то вроде кемпинга в лесу и посиделок у костра».
Результат, как мы теперь знаем, превзошел все ожидания. Правда, предельно натуралистичные боевые сцены вызвали массовое обострение пост-травматического расстройства у ветеранов, которые участвовали в высадке войск в Нормандию в 1944 году, а также у тысяч бывших солдат, прошедших Вьетнам. Люди уходили из кинотеатров, не в силах досмотреть эти героические, но кошмарные 15 минут боя. Департамент по делам ветеранов США даже вынужден был создать специальную горячую линию для оказания психологической помощи. Хэнкс запомнил это. Среди его обширной активистской деятельности работа с ветеранами занимает особое место. Он, в частности, поддерживает Фонд Элизабет Доул — первой женщины, которая занимала руководящие должности в военной системе США.
В 2015 году Том Хэнкс стал лицом кампании, информирующей общество о проблемах искалеченных солдат и их родственников, которые, не имея никакого опыта и поддержки, оказываются в роли сиделок для своих близких.
«Жутко громко и запредельно близко», 2011
Фильм, снятый англичанином Стивеном Долдри в годовщину обрушения Башен-близнецов, не принес Хэнксу славы. Критики разгромили кино, которое было, на их взгляд, слишком сентиментальным и нарочитым для такой темы, а в плане актерских работ похвалы удостоился разве что юный Томас Хорн, который сыграл мальчика, потерявшего во время теракта своего отца.
Режиссер: Стивен Долдри
В ролях: Томас Хорн, Макс фон Сюдов, Том Хэнкс, Сандра Буллок, Джеффри Райт
США, 2011 г.
Между тем Долдри, готовясь к работе над картиной, сразу был настроен на то, чтобы взять на роль главы семьи Тома Хэнкса — человека, за которым из-за его общественной позиции, обаяния и репутации прекрасного семьянина (после раннего брака, который кончился неудачей, Хэнкс вот уже 33 года женат на Рите Уилсон и остается хорошим отцом для всех четверых детей) закрепился имидж всеобщего папы. В этом смысле Том Хэнкс — современный вариант Джона Уэйна, который представлял собою обобщенный образ американца. Мягкость вместо нарочитой брутальности, семейные ценности вместо романов и алкоголизма, демократы вместо республиканцев — но вера в Бога и патриотизм при этом из списка ценностей Хэнкса никуда не делись.
«Война Чарли Уилсона», 2008
Этот патриотизм за три года до фильма Долдри привел Хэнкса к проекту «Война Чарли Уилсона» — о конгрессмене из Техаса, который добился финансовой помощи для моджахедов в Афганистане во времена Холодной войны. В результате в 1989 году советские войска покинули Афганистан. Хэнкс, совершенно восхищенный подвигом моджахедов, которому способствовали США, не только снялся в главной роли, но и выступил продюсером картины.
Французская журналистка спросила Хэнкса, не смущает ли его тот факт, что вмешательство Америки в войну на стороне радикальных исламистов открыло прямую дорогу для терроризма. Том Хэнкс ответил:
«Западный мир со времен Александра Македонского и до Лоуренса Аравийского никогда не понимал Восток. Но если уж кого-то судить за 11 сентября, то начнем с учебного летного центра в Майами, где эти негодяи научились, как взорвать башни-близнецы Международного торгового центра. Потом проклянем ту молекулу спермы, которая дала жизнь Усаме бен Ладену. Наконец, осудим также манипуляции Белого дома и американских СМИ, которые скрывали правду от телезрителей, предпочитая держать их в коконе неведения».
«Чудо на Гудзоне», 2016
В оригинале фильм Клинта Иствуда называется «Салли» — по имени главного героя Чесли Салленбергера, который умудрился посадить пассажирский самолет на Гудзон так, что никто не погиб. Результатом стало длительное расследование, в ходе которого Салли буквально вымотали все нервы, пытаясь выяснить, насколько оправданным было его решение. Иствуд, яростный сторонник обычных граждан Америки в противостоянии с кем угодно, даже слегка перегнул палку, представив Национальный совет по безопасности на транспорте исчадием зла. Самому Салленбергу фильм понравился.
Режиссер: Клинт Иствуд
В ролях: Том Хэнкс, Лора Линни, Аарон Экхарт, Молли Хэйгэн, Холт МакКэллани
США, 2016 г.
Это было именно то, чего он хотел, передавая для экранизации свою автобиографию: события картины происходили едва ли через год после начала финансового кризиса 2008 года, когда из-за безответственности банков миллионы американцев лишились своих домов и пенсий. Салленбергу нужно было «чувство общей человечности»:
«Люди в то время задавались вопросом, все ли в этом мире строится на эгоизме и жадности. Они сомневались в человеческой природе. Но тогда, на Гудзоне, все действовали сообща, самоотверженно, чтобы совершить что-то действительно важное. В каком-то смысле, я думаю, это дало каждому шанс обрести надежду в те времена, когда мы все нуждались в ней».
Удивительно ли, что Иствуд не видел в роли этого человека никого, кроме Тома Хэнкса? Как впоследствии писали критики, «и работа главной звезды фильма, и режиссера были настолько превосходны, чтобы отдать истинную, тихую и волнующую дань обыкновенному герою».