Сериал «Текст. Реальность». Смотреть или не смотреть?
На платформе START состоялась премьера сериала Клима Шипенко «Текст. Реальность» — расширенная версия фильма, ставшего чуть ли не главным кинематографическим событием прошлого года. Станет ли сериал таким же событием? И есть ли смысл бросать свои дела и кидаться к экрану, чтобы вновь следить за мытарствами Ильи Горюнова — персонажа, сыгранного Александром Петровым? Time Out пробует разобраться.
5 причин посмотреть сериал «Текст. Реальность»
«Текст. Реальность» — откровенное социальное высказывание
Сериал, как и фильм, интересен прежде всего своим социальным посылом. В нем все построено на конфликте «человека обыкновенного» и представителя власти, и на том, как легко любого из нас можно «выкинуть за борт».
Как мы помним, в центре этой истории — невзрачный студент Илья Горюнов (Александр Петров), который во время полицейского рейда по клубам не вовремя подвернулся под руку молодому офицеру полиции Петру Хазину (Иван Янковский). Илье подбрасывают наркотики (как могли бы подбросить любому другому парню на том же танцполе) — и отправляют за решетку на семь лет. Отмотав срок, вчерашний студент оказывается у разбитого корыта: его девушка давно обзавелась другим кавалером, а мать умерла, не дождавшись сына.
Илья, естественно, хлещет горькую, потом устраивает пьяную разборку обидчику, получает доступ к его смартфону и с помощью этого гаджета начинает жить чужой жизнью — жизнью своего врага.
Стилистика сериала отличается от стилистики фильма
Если вы видели фильм «Текст», то наверняка обратили внимание на то, что звуковая дорожка некоторых сцен как бы «наплывает» на соседние эпизоды. Так вот: такого приема в сериале не будет. Отказался Клим Шипенко и от параллельного монтажа, который добавлял проекту динамики. Более того: режиссер сделал ставку на эффект погружения, чтобы сократить расстояние между зрителем и героями.
Поэтому сериал снят в подчеркнуто реалистичной манере: вместе с персонажем Александра Петрова мы долго бродим по сумрачным закоулкам обшарпанного Подмосковья и шаг за шагом пропитываемся его отчаянием и безнадежностью.
Актуальность
Сериал вышел на восемь месяцев позже фильма, однако актуальности своей не утратил. Конфликт между кудрявым мальчиком-мажором и среднестатистическим представителем условной Лобни по-прежнему воспринимается очень остро: в нем прочитывается и проблема социального расслоения, которое за год, естественно, никуда не делось, и самовластие людей в форме — оно тоже, к сожалению, не исчезло).
Да и отечественные подворотни за это время не утратили свою живописность. Что же касается телефонов, то они еще долго будут являться частью и продолжением нас самих.
«Текст. Реальность» — расширенная версия фильма
В «Тексте. Реальность» есть эпизоды, не вошедшие в фильм. В большинстве своем они имеют отношение к Петру Хазину, но и «сольники» Ильи Горюнова тоже можно увидеть.
Например, шокирующую сцену в морге: в какой-то момент выясняется, что покойников укладывают попарно, потому что у больницы нет простыней. Важно и то, что сцены, уже знакомые нам по фильму, благодаря увеличенному хронометражу и иной стилистической манере воспринимаются чуть-чуть по-другому.
Актеры, которых мы любим
Добавленные эпизоды и неспешный ход развития событий невольно фокусируют наше внимание на том, как актеры работают в кадре.
Кстати, это увеличительное стекло еще раз подтверждает, что Петр Хазин — лучшая роль в карьере Ивана Янковского. Александр Петров и Иван Янковский оказываются как будто под микроскопом — и их реакции теперь можно рассмотреть в мельчайших подробностях.
2 причины, по которым «Текст. Реальность» можно пропустить
Событийная линия сериала фактически дублирует сюжет фильма
Одна из причин, по которой «Текст. Реальность» нас с вами интересует — это наличие в нем эпизодов, которым не нашлось места в полнометражной версии. Но проблема в том, что таких сцен не так уж и много. В большинстве своем они связаны с линией Петра Хазина и его невесты: Клип Шипенко добавил в сериал несколько видео, будто бы снятых героями. Тем не менее, ничего кардинально нового в этих видео нет. Что же касается скандально-эротической сцены с участием Кристины Асмус (а мы знаем, что многих потенциальных зрителей эта информация интересует), то этот эпизод и вовсе останется без каких-либо изменений. При этом других «откровенностей» в сериале вы не найдете.
Если же вы ждете от проекта каких-либо новых сюжетных поворотов или событийных перевертышей, то тут мы вас вынуждены разочаровать — их не будет. Сериальная версия идет след в след за сюжетной канвой фильма — и свернуть с протоптанной тропы даже не пробует.
Не ждите от сериала динамического развития
Попытка сократить дистанцию между зрителем и героями иногда дает обратный эффект. Значительная часть сцен «Текста. Реальность» представлена как бы в реальном времени: вместе с героем мы слоняемся по квартире, забредаем на кухню, заглядываем под крышки кастрюль, затем неспешно отправляемся в магазин, «любуясь» по дороге подмосковными гаражами да подворотнями…
И все это вроде бы дает нам иллюзию, что мы проживаем ситуацию на пару с персонажем в режиме «здесь и сейчас». Но… Возьмем для примера эпизод из первой серии. Герой Александра Петрова выходит из тюрьмы и идет по улице вдоль домов. Просто идет и идет, ничего больше. И это «путешествие» длится — внимание — семь (!!!) минут.
Время по кинематографическим меркам огромное: некоторые короткометражки короче. Так что если вы подыскиваете для воскресного вечера какой-нибудь динамичный сериал, то это точно не «Текст».