5 шокирующих фильмов о геноциде
В конце июня вышел скандальный документальный фильм Дэвида Френса «Добро пожаловать в Чечню», посвященный преследованию ЛГБТ*-сообщества на территории республики. Time Out предлагает вспомнить еще пять шокирующих лент о геноциде. Все истории о том, как людей преследуют за то, что они чем-то отличаются, одинаково чудовищны — вне зависимости от места, времени и обстоятельств.
The Pianist
Шестнадцатая картина Романа Полански снята на основе реальной истории одного из лучших польских пианистов тридцатых годов — Владислава Шпильмана. Оккупированная немцами Польша — крайне личная, в прямом смысле автобиографическая тема для самого режиссера: во время Второй мировой Полански пережил краковское гетто. Стоит ли говорить, что фильм пронизан особой тоской?
Режиссер: Роман Полански
В ролях: Эдриан Броуди, Эмилия Фокс, Даниэль Кальтаджироне, Эд Стоппард
Мы наблюдаем за тем, как постепенно меняется жизнь евреев в Польше после того, как территорию заняли немцы: их помещают в Варшавское гетто, им запрещают работать, их унижают и заставляют носить отличительные повязки — а через некоторое время отправляют в концлагерь. Шпильман переезжает в гетто вместе с другими евреями и вот-вот отправится на «фабрику смерти». Однако в последний момент случается чудо: благодаря знакомому, служащему в полиции, герой избегает посадки на поезд и возвращается в опустевшее гетто.
Так начинаются отчаянные попытки Шпильмана выжить, которые затянутся вплоть до вступления советских войск на территорию Польши.
The Act of Killing
Документальный фильм рассказывает о зверских убийствах предполагаемых коммунистов, происходивших после индонезийского военного переворота 1965 года.
Режиссер: Джошуа Оппенхаймер
Главные герои — три индонезийца, которые в 1960-е годы участвовали в массовых расправах над реальными и мнимыми сторонниками компартии.
Режиссер узнал подробности этой истории во время работы в коммуне плантаторов в Индонезии в 2001-2002 годах. Местные жители рассказали ему о том, что им приходится постоянно взаимодействовать с пестицидами, но говорить об этом нельзя — ведь на них давят околовоенные группировки. Индонезийцы поделились с Оппенхаймером своими личными историями и размышлениями о нескончаемом геноциде, проистекающем из прошлого в настоящее: по их словам, группировка, которая еще в 1965 году убивала их предков, именно сейчас сильна как никогда.
В «Акте убийства» ни палачи, ни жертвы не предаются рефлексии: своим простодушием они словно бросают вызов зрителю. Нетривиальное исследование природы геноцида, проведенное Оппенхаймером, разоблачает безнаказанность местных группировок. Она не просто не изменилась с шестидесятых годов, но, наоборот, укоренилась в повседневности еще прочнее.
Hotel Rwanda
Сюжет картины Терри Джорджа основан на реальных событиях, которые происходили в середине 90-х годов прошлого века. Радикально настроенные хуту, составлявшие в Руанде этническое большинство, устроили в стране кровавую резню, уничтожив более миллиона человек, принадлежавших народу тутси.
Режиссер: Терри Джордж
В ролях: Дон Чидл, Софи Оконедо, Ник Нолти, Кэра Сеймур, Хоакин Феникс
В основу сценария легла история Пола Русесабаджина — в 2005 году он получил Президентскую медаль Свободы. Фильм начинается с демонстрации работы Пола в престижном отеле: именно там он принимает первых беженцев, число которых постепенно растет и достигает несколько сотен человек.
Обстановка накалена до предела, отчаяние и ужас захлестывают не только персонажей, но и зрителя. Однако главный герой делает все возможное, чтобы защитить и беглецов, и свою семью.
La Masseria delle allodole
Фильм «Гнездо жаворонка», снятый по книге итальянского прозаика Антонии Арслан, посвящен геноциду армян в Османской империи. По словам братьев Тавиани, с историей геноцида они были знакомы с ранних лет: в их семье была домработница-армянка по имени Меланья, которая рассказывала о происходивших зверствах.
Режиссеры: Паоло Тавиани, Витторио Тавиани
В ролях: Пас Вега, Мориц Бляйбтрой, Алессандро Прециози, Анхела Молина
Действие картины разворачивается в 1915 году. Два брата-армянина, Арам и Асатур, не виделись друг с другом уже двадцать лет: Асатур живет в Венеции, а Арам занимается земледелием на родине. Они собираются встретиться в Анатолии — месте, где прошло их общее детство. Однако их плану не суждено осуществиться: с началом Первой мировой войны Италия закрывает границы, а турецкие военнослужащие получают приказ уничтожать армянские семьи.
Стоит отметить, что изначально в сценарии был сделан акцент на общенациональной трагедии, но после вмешательства властей, пытающихся препятствовать съемкам, создатели сконцентрировались на более частной истории конкретной семьи и деревни.
«Сначала они убили моего отца» (2017)
First They Killed My Father
Четвертый художественный фильм Анджелины Джоли основан на воспоминаниях камбоджийской писательницы и правозащитницы Лун Ун, которая пережила времена правления Красных кхмеров.
Режиссер: Анджелина Джоли
В ролях: Сареум Срэй Мох, Фоянг Комхик, Свенг Сочеата, Мун Кимхак, Хенг Дара
После прихода к власти коммунистического движения во главе с диктатором Пол Потом в Камбодже начался зверский геноцид. Согласно историческим свидетельствам, в период с 1975 по 1979 год примерно 25% камбоджийского населения умерло от недоедания, принудительного труда и массовых убийств.
Мы видим развитие событий глазами Лун Ун: когда Красные кхмеры начали устраивать кровавые расправы, ей было всего пять лет. Детей из ее семейства увозят в трудовые лагеря, где работа являлась кошмарной пыткой, а сама Лун попадает в лагерь для подготовки будущих солдат — там из детей делали жестоких воинов-убийц.
Дополнительный вес фильму придает тот факт, что к работе над ним было привлечено свыше 500 камбоджийских ремесленников и специалистов, а также более 3500 статистов. Многие из них либо сами были очевидцами правления Красных кхмеров, либо являются детьми переживших этот ад на Земле.
*Признано Минюстом РФ экстремистским движением и запрещено