Рецензия на фильм «Бессмертная гвардия»
Энди примерно шесть тысяч лет, и убить ее практически невозможно. Вы можете девушку застрелить, зарезать или сжечь на костре — но через пару минут ее тело восстановится, и красавица оживет.
Энди, естественно, этим пользуется: она собрала армию из четырех таких же бессмертных, и вместе они ведут нескончаемые бои за все хорошее против всего плохого. Правда, совсем недавно об этом даре регенерации узнал некий миллиардер, властелин мировой фармацевтики — и с помощью их ДНК решил избавить человечество от необходимости умирать. Поэтому за Энди и ее солдатами началась большая охота, ведь для создания таблетки от всех болезней требуется огромное количество бессмертной крови…
Сюжет про вечно живых и их мытарства среди нас, грешных — мягко скажем, поляна исхоженная. Поэтому кинематографистам, решившим снимать стотысячный проект о бессмертных, стоит очень хорошо понимать, что любой «оригинальный» ход, скорее всего, уже кто-то использовал. А значит, начинать разработку проекта необходимо даже не с поиска необычной идеи — а с банальной (и максимально тщательной!) инспекции всего, что росло на этой поляне до них.
Вывод, казалось бы, очевидный — но, к сожалению, не для режиссера Джины Принс-Байтвуд и ее команды. Они поступили с точностью до наоборот: решили не тратить время на проработку деталей и на сбор данных, а сделали вид, что никогда не слышали о существовании «Горца». Необходимость искать что-то оригинальное тут же отпала сама собой. Сценаристы просто провозгласили четверку персонажей бессмертными, выдали им максимально стандартный набор проблем, связанных с вечной жизнью (потеря смертных близких, опасность разоблачения и т.д.) и отказались от каких-либо нюансов и объяснений. Да и зачем что-либо объяснять: звезда в фильме есть? Есть. Драки и перестрелки имеются? Хватает. Вот и все.
В результате такого шаблонного подхода мы получаем совершенно пресных и во многом условных героев. Мы ничего не знаем о причинах аномалии, которая называется бессмертием, и не понимаем, почему аномалия выбрала именно этих людей, а не других. При этом персонажи вроде бы не должны друг друга дублировать. Так, Букер (Маттиас Шонартс) — выходец из наполеоновских войн, любовники Ники (Лука Маринелли) и Джо (Марван Кензари) — участники крестовых походов, а их главарь Энди (невероятная Шарлиз Терон) и вовсе родилась во времена ранней Античности. Тем не менее, ни у одного из них нет каких-либо внешних, поведенческих или ментальных особенностей: они неотличимы друг от друга и от нас с вами.
За плечами у Андромахи Скифской (она же Энди) шесть тысяч лет, однако если закрыть глаза на ее виртуозное умение драться, от нее ничего не останется. Она превратится в решительную брюнетку с короткой стрижкой, каких на улицах сотни. Помолодей героиня на пять тысяч лет, в сценарии и на экране не изменилось бы ровным счетом ничего. Вспомним для примера хотя бы Дункана Маклауда: когда смотришь на него, понимаешь, что это сын Шотландии Средних веков. В «Бессмертной гвардии» ничего похожего нет.
Конфликт с антагонистом тоже банален до тошноты: хозяин крупнейшей фармакологической корпорации хочет превратить бессмертных в лабораторных крыс и собирается выкачивать из них кровь во имя спасения человечества и больших барышей — серьезно? Кстати, ловятся наши подопечные на удивление просто; как они умудрялись оставаться на свободе в течение столетий — большая загадка.
В такой ситуации резонно предположить, что продюсеры и Джина Принс-Байтвуд делали ставку на экшн, и это действительно так. «Бессмертная гвардия» не может пожаловаться на нехватку батальных сцен, как коллективных, так и сольных. Например, Энди в одиночку расправляется с десятком спецназовцев, вина которых только в одном — им не хватило шести тысяч лет, чтобы натренировать свои тела до нужной кондиции. И в этих эпизодах (в отличие от всех остальных) как раз видно, что постановщики сильно старались: хореография боев местами довольно любопытная и явно говорит об амбициях создателей.
Как ни странно, такая амбициозность снова выходит фильму боком: значительная часть экшн-сцен похожа больше на балет, чем на бой. И ни школярское прилежание актеров, ни их четырехмесячная подготовка не в состоянии это исправить: изысканность и переусложненность некоторых приемов часто конфликтуют с элементарной логикой и смотрятся до раздражения неестественно.
Правда, подобные «мелочи» не помешали «Бессмертной гвардии» сразу же занять место самого популярного проекта июля от Netflix — видимо, сказывается отсутствие конкурентов в эпоху карантинного затишья. А это уже позволяет авторам лелеять надежду на сиквел, тем более что изначально они заявляли трилогию.
И уж тут-то продюсеры обещают развернуться по полной и рассказать чуть подробнее о каждом знаковом персонаже. Что помешало им сделать это раньше и не вкладывать силы, деньги и время в усредненный боевик — сказать сложно.