Такой разный Чехов: 5 с половиной спектаклей по произведениям Антона Павловича | Театр | Time Out

Такой разный Чехов: 5 с половиной спектаклей по произведениям Антона Павловича

Антонина Шевченко   26 января 2021
4 мин
Такой разный Чехов: 5 с половиной спектаклей по произведениям Антона Павловича
«Дядя Ваня» в Театре Наций. Фото: Ира Полярная
Кажется, нет в Москве театра, где не идет хотя бы один спектакль по произведению Чехова. Этого автора ставили, ставят и будут ставить — и зрителям он вряд ли когда-нибудь наскучит. И пусть этот год не юбилейный, день рождения одного из главных писателей и драматургов страны пропускать нельзя. Time Out выбрал самые интересные московские постановки по пьесам Антона Павловича Чехова — и разобрался, почему их стоит увидеть.

«Чайка»

Где: Театр Олега Табакова

Когда: 31 января, 17 февраля

Купить билет

Новой версии «Чайки» за авторством Константина Богомолова в этом году исполняется уже шесть лет. Несмотря на это спектакль, как и чеховский текст, остается актуальным, проходя через годы.

Бессмысленная и размеренная жизнь холодных и пустых людей демонстрируется будто через увеличительное стекло. Провокаций в этом спектакле ждать не стоит — за исключением одной, которую, скорее, стоит назвать «вывернутостью» персонажа. Нина Заречная, единственная среди героев излучающая жизнь, предстает в финале в неожиданном обличии. Но жалость не вызывает и она.


«Чайка 73458»

Режиссер Дайнюс Казлаускас скромно обозначил в названии порядковый номер постановки — именно столько «Чаек» было поставлено в мире на момент выхода спектакля. Казлаускас не стал соревноваться с автором пьесы, а выступил в роли внимательного читателя и нашел ключ к постановке в самом тексте. Зерно этой версии «Чайки» — в зеркальности героев. Младшее поколение героев безуспешно пытается повторить судьбу старших. И дело не в том, что одни талантливее других; кажется, никого из героев нельзя назвать одаренным. Просто любая попытка прожить чужую жизнь оборачивается неудачей.


«Три сестры»

Где: СТИ

Когда: 12 февраля

Купить билет

Сергей Женовач отнесся к героям чеховской пьесы с трепетом и поэтически возвышенной любовью. Вместе с художником Александром Боровским он поместил их в березовую рощу. Персонажи то выходят на авансцену к зрителям, то скрываются среди мертвенно голых стройных стволов.

«Какие красивые деревья и, в сущности, какая должна быть около них красивая жизнь!», — говорит Тузенбах, умерший здесь вовсе не от дуэли. Герои ускользают от глаз зрителя, как настоящая жизнь — от сестер Прозоровых. Фамилия их ничуть говорящая: они непрозорливы и разрушают не только свою, но и чужую жизнь.


«Дядя Ваня»

Фото: Ира Полярная

Французский режиссер и художественный руководитель парижского театра Одеон Стефан Брауншвейг поставил современный спектакль, убрав из текста буквально пару строк. Главной темой стала экология — причем не только взаимодействие природы и человека, но и отношения людей между собой. Режиссер поместил героев в холодное замкнутое пространство, где каждый несчастен по-своему. Даже молодая жена Серебрякова (Юлия Пересильд) — не обольстительница, а жертва собственной привлекательности.

Впрочем, Брауншвейг смог обильно сдобрить юмором эту всеобщую печаль и взбить ее до легкой воздушности. Чего стоит один только Войницкий (Евгений Миронов), которого влюбленность превращает в несдержанного подростка.


Cabaret Torture Freak Show Chekhov Dark Circus

Экспериментальная работа дерзкого коллектива Urban Forest Echo, в основу которой легла пьеса «Дядя Ваня», была отобран в проект Театрального центра «НЕГОСЫ», объединивший различные негосударственные, частные, независимые театры Москвы под одной крышей. Название спектакля дает зрителю не столько подсказку — скорее, описание происходящего на сцене.

«Серебряков — директор странствующего цирка уродов, Астров — мутант, Елена Андреевна повторяет перформанс Олега Кулика… Вся эта вакханалия происходит под сет DJ Waffle, сыгранный вживую. Артисты по-хорошему сходят с ума на сцене и делают это с огромным удовольствием!» — предупреждают авторы. Ну что же, Чехов может быть и таким.


«Идеальный муж»

В подборку «чеховских спектаклей» политическая сатира Константина Богомолова попала не случайно. В эту фантасмагорию по мотивам пьесы Оскара Уайльда вставлен ослепительно яркий фрагмент из «Трех сестер». Фантазия о том, какими могли бы быть сегодня три девицы, мечтающие попасть в Москву и все-таки добравшиеся до нее, привела режиссера к трем барышням с одинаково низким уровнем социальной ответственности — но с разными говорами.

Из их уст тоска «по труду» и рассуждения о том, что «надо рЫботать» звучат и смешно, и страшно, и вполне органично. Ну а кто еще сегодня может себе позволить такую роскошь: целый день сидеть и говорить, говорить, говорить?..