Борьба с абьюзером и криминальный Неаполь. 5 фильмов фестиваля «Докер — 2022» | Кино | Time Out

Борьба с абьюзером и криминальный Неаполь. 5 фильмов фестиваля «Докер — 2022»

Анастасия Лабурец   18 августа 2022
8 мин
Борьба с абьюзером и криминальный Неаполь. 5 фильмов фестиваля «Докер — 2022»
Кадр из фильма «Солдат Ахмет»

В Москве начался Международный фестиваль документального кино «Докер». Time Out рассказывает, на какие фильмы из программы стоит обратить внимание.


«Чайла», Основной конкурс

По данным ВОЗ, каждая третья женщина в мире (это примерно 736 миллионов) подвергалась физическому или сексуальному насилию. Одной из таких женщин оказалась и француженка Чайла — героиня одноименного документального фильма Клары Тепер и Пола Пирритано. Лента начинается с момента, когда она вместе со своим маленьким сыном переехала в кризисный центр для женщин. Из разговора со специалистами мы узнаем, что ребенок болен муковисцидозом. После того как мальчику поставили диагноз, партнер Чайлы Уильям начал пить и распускать руки. Он обвинял ее в болезни сына, а однажды сломал ей нос, после чего героиня собрала вещи и ушла. Однако обрубить все концы для Чайлы оказывается не так-то просто. Будучи воспитанной в дисфункциональной семье, она, как все матери, хочет для своих детей (спустя год от Уильяма она рожает второго ребенка — Мелвина) нормального детства, в окружении обоих родителей.

Тепер и Пирритано создают портрет женщины, которая отчаянно пытается найти правильный выход из затруднительного положения и побороть внутренних демонов. Камера внимательно следит за Чайлой, ее повседневной жизнью, встречами с друзьями, адвокатом, семьей и партнером. Фиксирует крупные планы лица героини, во взгляде которой робость и отчаяние постепенно сменяются верой в себя и в завтрашний день.

Режиссеры предлагают зрителю вместе с Чайлой пройти весь болезненный процесс: от разрыва отношений с Уильямом до обращения в суд. На примере героини они показывают, насколько несовершенна правовая система, когда дело касается домашнего насилия — и проблема эта распространена не только во Франции. Когда адвокат задает Чайле вопрос, почему она терпела оскорбления и обвинения в свой адрес, героиня отвечает: «Когда тебе постоянно говорят, что ты никчемная мать, рано или поздно ты и сама начинаешь в это верить. Если вы не жертва домашнего насилия, это трудно понять».

Однако есть те, кто ее понимают: свекровь, смирившаяся с жестоким обращением супруга, и ее лучшая подруга Полин, отчаянно борющаяся за опеку над сыном. Именно с ними героиня может не бояться открыто выражать свои чувства и именно эти люди оказываются рядом в самых сложных ситуациях.

«Чайла» — кино важное и нужное, особенно для России, где до сих пор нет закона об уголовной ответственности за домашнее насилие. Оно о том, как важно бороться за себя. «Мы — воины», — говорит Чайла. И это правда.


«15 секунд жизни», Let It Dok!

19-летний Маюр из Мумбаи вот уже как два месяца ведет TikTok. Когда в домах гаснет свет, он включает кольцевую лампу и записывает короткие ролики, которые, правда, по словам брата юноши, не блещут оригинальностью. Но Маюр не сдается. Соцсеть для него — путь к славе, популярности и богатству.

Мать поддерживает сына в его начинаниях и надеется, что он попадет в Болливуд. Отец настроен более скептически и считает, что все это пустая трата времени. Родственники и вовсе осуждают семью, утверждая, что мальчиков необходимо воспитывать исключительно в строгости. Но Маюру все нипочем: он перекрашивается в блондина, надеясь привлечь к себе как можно больше внимания, следит за трендами и постоянно размышляет, как захватить и, главное, удержать внимание аудитории.

До 2020 года Индия считалась одним из крупнейших рынков TikTok. Согласно данным Sensor Tower, около 30% из 2 миллиардов скачиваний приложения приходились именно на эту страну. Собственно, о популярности соцсети говорит в своей ленте и режиссер Дивья Хемант Кхарнар. С 16.00 до 18.00 центральная площадь Мумбаи полна молодежи. Многие на это время отпрашиваются с работы или учебы, чтобы успеть на «золотой час» — время с лучшим освещением для съемок.

На примере Маюра, постановщик показывает, что для молодых людей соцсеть дает возможность самовыражаться и задокументировать свою собственную действительность — не зря лента называется «15 секунд жизни» (такая длинна ролика считается оптимальной для соцсети). Однако для того, чтобы воплотить эти 15 секунд, требуется, вопреки расхожему мнению, весьма кропотливая работа: придумать оригинальную идею, найти людей и время для ее осуществления. Рабочий процесс постепенно помогает герою стать более серьезным и ответственным и осознать, чем бы он в действительности хотел заниматься.

Однако с частного Хемант Кхарнар переключается на общее, а именно — на запрет в 2020 году TikTok после того, как в результате столкновения вооруженных сил на границе с Китаем погибли 20 индийских военных. Пока власти утверждали, что соцсеть «наносит ущерб суверенитету и целостности» страны, многие молодые люди вынуждены были попрощаться с мечтой о том, что всего лишь одно вирусное видео могло полностью изменить их жизнь.



«История Фики и Фидана», Doker Kids

«История Фики и Фидана» — совершенно милый пустячок, позволяющий на некоторое время отвлечься от забот. В центре сюжета — рыжий кот по кличке Фидан. Когда-то он был бездомным котенком, а сейчас окружен любовью и заботой своих хозяев. Кажется, пушистый чувствует себя прекрасно: спит сколько ему вздумается, разглядывает людей за окном, греет пузо на солнце и балует себя чем-то вкусненьким. Однако в один день идиллия кота разрушается: хозяйка приносит домой крошку Фики — уличного котенка, которым когда-то был и сам Фидан. Кот, не одобряющий нового жильца, решает объявить ему войну.

Собственно, на протяжении всего фильма — а длится он недолго, чуть больше двадцати минут — мы будем наблюдать за противостоянием Фики и Фидана. Скроено оно, признаться, кое-как: чрезмерное заигрывание со слоу мо и звуковое сопровождение, будто бы диктующее, какие эмоции зритель должен испытывать в тот или иной момент, изрядно утомляют. Но давайте будем честны: возможно ли смотреть ленту о котиках и не умиляться? То-то и оно.


«Прятки», Основной конкурс

Старинные узкие улочки, белье на веревках, множество мотоциклов и скутеров — перед нами распростерся Неаполь, а точнее — его наибеднейший район Испанские кварталы. Здесь бал правит Каморра, и именно тут проживает подросток Энтони со своим младшим братом. Впервые мы встречаем героя, когда он и еще несколько соседских детей складывают ели в огромную кучу, чтобы сжечь их в костре. Такая уж в Неаполе древняя традиция: по поверьям местных, огонь помогает очиститься от грехов, но в случае с неаполитанскими детьми стихия, кажется, бессильна.

Режиссер ленты Виктория Фиоре исследует социальные проблемы, которые преследуют семью мальчика. Его дед скончался в заключении. Отца Энтони отправили в колонию, когда ребенку было всего три года. А бабушка находится под подозрением у полиции из-за предполагаемой связи с мафией. Родители беспокоятся о будущем детей, но как быть, когда чуть ли не единственным в семье, городе, обществе образцом для подражания выступают бандиты, а государство никак не может решить проблему.

В своем фильме Фиоре не делает громких высказываний и не ищет правых и виноватых. Через историю одной семьи, акцентировании внимания на деталях и ненавязчивую музыкальную партитуру, которая стирает грань между реальностью и вымыслом, постановщица хочет показать, почему взрослые и дети обречены ходить по одному и тому же порочному кругу.


«Солдат Ахмет», Основной конкурс

Ахмету тридцать. Он — профессиональный боксер, военный и… все еще не женат. Кажется, что последний пункт очень беспокоит мать и отца героя, но не его самого. Вместо брака Ахмет решает исполнить мечту детства. Герой записывается на курсы актерского мастерства и готовится сыграть роль Стэнли Ковальски в спектакле по пьесе Теннесси Уильямса «Трамвай „Желание“». Получается, однако, пока непросто: Ахмет все никак не может заплакать.

Борьба со стереотипным образом «настоящего мужчины», который якобы должен быть сильным, решительным и никогда не чувствовать боли, является главной движущей силой ленты. Герой, который всю свою жизнь старался соответствовать ожиданиям других и играть определенные роли, осознает, что гораздо важнее слушать себя и не обращать внимание на, зачастую, навязанное стороннее мнение. В конце концов почему нельзя быть солдатом, боксером и актером одновременно?

В оформлении материала использованы кадры из фильмов.