«Москва… как много в этом звуке». 5 нетипичных пушкинских мест в столице
Историческое здание ресторана «Яр»
ул. Кузнецкий Мост, 9/10 — ул. Неглинная, 10/9
Ресторан «Яр», открытый в 1826 году на пересечении Кузнецкого Моста и Неглинной улицы, почти на целый век стал знаковым местом для деятелей отечественной культуры, в первую очередь для Пушкина. Исконно славянским, как кажется на первый взгляд, названием ресторан и находившаяся рядом гостиница были обязаны своему учредителю, французу Транкилю Ярду. Позже ресторан несколько раз менял местоположение, но в первое десятилетие правления Николая I адрес оставался неизменным. Поэтому крикнув извозчику «Гони к “Яру”!», можно было не сомневаться, что вас привезут в нужное место.
Пушкин часто упоминает ресторан в письмах и записках, приглашая сюда друзей, сообщая жене, где его можно искать, и даже вспоминая «трюфли Яра» в стихотворении «Дорожные жалобы», смысл которого вполне понятен из названия.
У «Яра» поэт вместе с Языковым, Вяземским и Баратынским поминал умершего лицейского друга Дельвига.
Сейчас ресторан «Яр», два века путешествовавший по карте города, остановился в гостинице «Советской» на Ленинградском проспекте.
Однако и в историческом здании на Кузнецком Мосту находятся сразу несколько кафе, баров и ресторанов, в каждом из которых вы можете, сидя у окна и смотря на улицу, представлять себя другом Александра Сергеевича, ожидающим его к обеду.
Дом Вяземского
Вознесенский пер., 9
В доме князя Петра Андреевича Вяземского — выдающегося литератора и друга Пушкина — читали свои произведения сразу два великих Александра Сергеевича: Грибоедов озвучивал свое «Горе от ума» в 1824 году, Пушкин — «Бориса Годунова» в 1826-м. Последний был частым и дорогим гостем семьи Вяземских, о чем даже докладывали начальству следившие за поэтом жандармы.
В этом же доме собирались авторы «Московского телеграфа» — одного из важнейших литературных журналов первой четверти XIX века, в котором печатались Пушкин, Вяземский, Жуковский, Языков и Баратынский, проживавший по соседству и нередко принимавший у себя Пушкина.
Дом Тропинина
ул. Ленивка, 3
Трехэтажный флигелек, в начале XIX века не имевший третьего этажа с выбивающимся из общего ряда большим окном, долгое время был пристанищем художника Василия Андреевича Тропинина — бывшего крепостного, замечательного живописца и довольно скромного человека, предпочитавшего тихую Москву чиновному Петербургу.
Из окон флигеля открывался вид на Кремль, запечатленный на многих тропининских портретах, но одна из главных работ художника — портрет Пушкина, для которого поэт приходил сюда позировать в 1827 году, — создает впечатление, будто герой картины находится в затворенной келье. Этот типично «московский» уютный образ Пушкина в халате станет иконическим, подобно его «петербургскому» портрету кисти Кипренского.
О написании этого портрета, заказанного Пушкиным в подарок энциклопедисту Соболевскому, у которого Александр Сергеевич тогда жил, писал уже упомянутый «Московский телеграф». Сам портрет стал предметом настоящей детективной истории: полотно то ли подменили подделкой по пути к Соболевскому, то ли Соболевский перед своим отъездом за рубеж оставил его на сохранение друзьям, но картина был украдена или потеряна.
В конце 1850-х годов портрет случайно нашелся в ломбарде — и Тропинин, уже глубокий старик, плача над растрескавшейся краской, почистил картину и покрыл свежим лаком, но не решился подновлять. Сейчас оригинал находится в музее Пушкина в Санкт-Петербурге, а сделанная Тропининым копия — в Третьяковской галерее.
Палаты Украинцева
Хохловский пер., 7
В одном из старейших зданий Москвы с 1770-х годов располагался Московский главный архив — «дедушка русских архивов», сердце которого составлял архив Посольского приказа, при Пушкине — архив Коллегии иностранных дел. Ценнейшие документы по отечественной истории были перенесены сюда, в достаточно безопасное для бумаг место, из нередко затапливаемых Москвой-рекой кремлевских подвалов. Служба при этом архиве считалась престижной и желанной, круг «архивных юношей» был весьма узок — и приписанный к архиву чиновник Пушкин близко общался с каждым из этих образованнейших людей. Поэт, увлеченный отечественной историей, много работал в архиве, вынашивая идею фундаментального труда по истории Петровской эпохи, к сожалению, не воплотившегося в жизнь из-за скорой гибели Пушкина.
Позднее в этом здании появилась музыкальная типография, которую неоднократно посещал Чайковский, а сейчас горожане борются за сохранение половины исторического здания, не имеющей статуса федерального памятника и потому находящейся под угрозой сноса.
Университетская книжная лавка
Страстной б-р, 10
Вокруг Большой Дмитровки, с 1937 по 1993 годы носившей название Пушкинской улицы, связанные с поэтом места встречаются на каждом шагу. В доме 12 по Столешникову переулку находилась канцелярия московского обер-полицмейстера, куда Пушкина приглашали на допросы по поводу своих вольнодумных стихотворений. В конце Большой Дмитровки располагались Университетская типография, откуда по России расходились «Вестник Европы» и «Московский телеграф», и Университетская книжная лавка, которую держал один из лучших московских книготорговцев Александр Сергеевич Ширяев.
Пушкин был лично знаком с Ширяевым и пользовался его лавкой как одним из адресов для приема личной корреспонденции.
Прямо над лавкой в прекрасной квартире жил редактор «Московских ведомостей» князь Шаликов, на дороговизну чьего журнала Пушкин жаловался в письмах друзьям.
То самое историческое здание вы сейчас не найдете — Типографский корпус с палатами XVII века, обнаруженными в 1960-х годах, бережно сохраненными советскими реставраторами и вписанными в привычный москвичам облик дома, был снесен в 2002-м. Позади него выстроена весьма приблизительная копия — фитнес-центр с бассейном в два этажа, банями и саунами.