Десять баллов из десяти: 5 отличных фильмов о катастрофах под землей
Time Out вспомнил 5 необычных фильмов о подземных катастрофах, которые способны шокировать — но не размахом, но и историями людей.
Тоннель (Teoneol, 2016, реж. Ким Сон-хун)
Продавец автомобилей, Ли Джон-су (Ха Джон-у), возвращался домой после удачной сделки. Внезапно тоннель, по которому едет герой, рушится. В машине у Джон-су только торт, купленный на день рождения дочери, две бутылки воды и телефон, заряженный на три четверти. Погребенный под десятками тонн бетона и горной породы, Ли Джон-су был уверен, что его спасение — вопрос нескольких часов. Но он ошибался.
Южнокорейский режиссер Ким Сон-хун, известный по картинам «Трудный день», «Как недостаток любви влияет на мужчин» и сериалу «Королевство», снял атмосферный и полный напряжения триллер. Фильм отличается крепкой драматургией, выдержанной музыкой и умеренной динамикой. Особенно картина внимательна к деталям — рушащийся потолок, спасательная операция и радио в машине героя, которое не дает ему в одиночестве сойти с ума. Меняющееся психологическое состояние Ли Джон-су затягивает вдвойне — Ха Джон-у великолепно справился с ролью: в то время, как действия разворачиваются в замкнутом пространстве тоннеля, его актерская игра не дает заскучать ни на секунду.
33 (The 33, 2014, реж. Патрисия Ригген)
Владелец шахты игнорирует предупреждения о необходимом ремонте, и через некоторое время происходит обвал. Единственный выход оказывается завален, но тридцати трем шахтерам удается добраться до спасательной комнаты. Они обнаруживают, что рация не работает, а еды совсем мало. Марио Сепульведа (Антонио Бандерас) становится лидером группы и берет на себя ответственность за распределение еды и поддержание порядка.
Картина основана на реальных событиях, произошедших во время аварии на шахте Сан-Хосе в Чили, когда тридцать три шахтера оказались замурованы на 69 дней. «33» срежиссировала Патрисия Ригген («Под одной луной», «Революция, я люблю тебя!», «Чудеса с небес», «Трудный возраст»), а помимо Бандераса в фильме снялись Родриго Санторо, Жюльет Бинош, Джеймс Бролин, Марио Касас и Гэбриэл Бирн. «33» привлекает внимание не только великолепной актерской игрой, но и хорошо переданной удушливой атмосферой, которая подчеркивает эмоциональное состояние героев. Дополняют видеоряд композиции Джеймса Хорнера («Титаник», «Мальчик в полосатой пижаме», «Аватар», «Аполлон 13»).
Дневной свет (Daylight, 1996, реж. Роб Коэн)
Машина таксиста Кита Латуры (Сильвестр Сталлоне) оказывается на въезде в тоннель в момент мощного взрыва внутри. После того, как огромный огненный шар пронесся по тоннелю, в живых осталась лишь дюжина людей. Латура пробирается внутрь, чтобы вывести оттуда выживших: много лет назад он работал в службе спасения, но был уволен, когда сотрудники, находившиеся у него в подчинении, погибли.
Остросюжетный фильм-катастрофа Роба Коэна о взрыве в автомобильном тоннеле Холланда под рекой Гудзон. По сравнению с двумя предыдущими фильмами нашей подборки в «Дневном свете» порядком больше экшена и динамики, и кроме того — мощные звуковые эффекты. Выделяется лента и крепкой актерской игрой: помимо Сильвестра Сталлоне в картине играли Эми Бреннеман, Вигго Мортенсен, Дэн Хедайя и Джей О. Сэндерс.
Метро (2012, реж. Антон Мегердичев)
Широко развернувшееся в центре Москвы строительство новых зданий приводит к тому, что в одном из тоннелей метро возникает трещина. В результате нарушения герметичности перекрытия в тоннель прорывается вода, и сотни пассажиров поезда оказываются в опасности из-за надвигающегося потопа — не говоря уж о том, что поток воды грозит обрушением тоннелей метро и разрушением всего города.
«Метро» снят по мотивам романа Дмитрия Сафонова и является одним из немногочисленных качественных российских фильмов-катастроф: в картине есть драйв, динамика и неплохие эффекты, хотя некоторых нелепых деталей избежать не удалось — устройство метрополитена и работа его служб в фильме существуют, мягко говоря, в отрыве от реальности.
Прорыв (1986, реж. Дмитрий Светозаров)
Начальник Ленметростроя, Борис Полуэктов (Олег Борисов), принял решение строить тоннель через подземную реку. Но из замороженного грунта начинает прорываться плывун, после чего перегонный тоннель стремительно заполняется водой. Рабочие, осознав, что не могут противостоять стихии, пытаются прорваться к гермозатвору. В это время на поверхности принимается решение об эвакуации населения из близлежащих районов, так как вскоре из-за аварии начнут образовываться пустоши и рушиться здания.
Фильм Дмитрия Светозарова («Псы», «Преступление и наказание», «Четырнадцать цветов радуги», «Скорость») основан на реальных событиях. Он рассказывает о крупной аварии, которая произошла при строительстве станции ленинградского метро весной 1974 года. Помимо мощного напряжения, ценность «Прорыва» заключается в том, что он сосредотачивается на демонстрации человечности, рисует правдивые характеры и ситуации без нарочитого героизма или неправдоподобных обстоятельств.