5 отличных триллеров, снятых в Скандинавии
Король чертова острова (Kongen av Bastøy, 2010, реж. Мариус Хольст)
Действие норвежского триллера, основанного на реальных событиях, разворачивается на острове Бастей в начале XX века, когда там находилась тюрьма для несовершеннолетних преступников. В колонии детей содержали в немыслимых условиях — постоянного унижения и давления со стороны надзирателей было не избежать, несовершеннолетних использовали как рабочую силу, а для того, чтобы покинуть тюрьму, необходимо было получить разрешение директора (роль директора исполнил Стеллан Скарсгард — культовая фигура для современного массового скандинавского кино). Один из узников, семнадцатилетний Эрлинг, прибывший на остров сравнительно недавно, не собирается мириться с существующими порядками и решается на побег. Натуралистичность закрытого сообщества будоражит, а режиссер старается провести зрителя сквозь частокол несправедливости, изобличая людей, наделенных властью, в неоправданной жестокости. Норвежские пейзажи дополняют и без того холодное настроение ленты.
Дурацкое дело нехитрое (Kraftidioten, 2014, реж. Ханс Петтер Муланд)
Превалирование холодных цветов в кадре — одна из главных особенностей скандинавского кино. Наиболее ярким примером, отражающим сущность северного кино, является триллер Ханса Петтера Муланда «Дурацкое дело нехитрое». Суровая норвежская зима нависла над небольшим городком. Водитель снегоочистителя, Нильс, борющийся с бескрайним морем снега в горах, узнает, что его сын погиб от передозировки наркотиками. Не веря в официальную версию, несчастный отец желает разобраться в гибели сына и начинает собственное расследование, которое приводит его на линию фронта враждующих бандитских группировок. Главную роль в картине великолепно исполнил Стеллан Скарсгард. Жанрово лента Муланда не только включает в себя элементы триллера и драмы, но и имеет черты черной комедии. Позднее режиссера пригласили снять американскую версию норвежского триллера, в которой главную роль исполнил актер, уже привыкший к подобного рода амплуа, — Лиам Нисон. В России эта картина известна под названием «Снегоуборщик».
Охота (The Hunt, 2012, реж. Томас Винтерберг)
Томас Винтерберг — второй по величине таланта датский режиссер после Ларса фон Триера. Социальный триллер «Охота», созданный автором в 2012 году, рассказывает историю воспитателя в детском саду (Мадс Миккельсен), жизнь которого год за годом становится лучше: у него появляются новые друзья, он находит любовь, обретает признание и заводит дружбу с маленькой девочкой. Но вдруг под влиянием случайно увиденного эротического фото девочка убеждает директора сада в том, что воспитатель ее домогался — после этого жизнь воспитателя переворачивается с ног на голову. Ему предстоит столкнуться с общественной агрессией и осознать, что детские фантазии могут раз и навсегда разрушить жизнь. «Охота» произвела фурор на Каннском кинофестивале. Мадс Миккельсен был удостоен награды за лучшую мужскую роль, а критики назвали ленту лучшей работой в карьере режиссера. Картину тяжело назвать триллером в привычном понимании — это социальный триллер с актуальной повесткой и крайне тонкой реализацией.
Охотники за головами (Hodejegerne, 2011, реж. Мортен Тильдум)
Одним из самых почитаемых скандинавских триллеров XXI века является лента «Охотники за головами», снятая по одноименному детективному роману известного норвежского писателя Ю Несбе. Роджер Браун — лучший специалист по поиску персонала (headhunter, «охотник за головами») во всей Норвегии. К работе он подходит не совсем обычно: подбирая претендентов на руководящие должности, он крадет у кандидатов дорогие картины, помогая развивать тем самым картинную галерею жены. Но однажды схема дает сбой — новый кандидат оказывается крепким соперником, и диспозиция сил меняется: главный герой становится добычей. Криминальный триллер был высоко оценен критиками, а вторую половину картины и вовсе сравнивают с лучшими работами братьев Коэнов. Одну из ролей исполнил Николай Костер-Вальдау, знакомый зрителям по «Игре престолов». Позднее, Голливуд настолько впечатлился талантом Тильдума, что режиссера пригласили поработать над некоторыми большими проектами, в числе которых «Пассажиры» и оскароносная «Игра в имитацию».
Зимние братья (Vinterbrødre, 2017, реж. Хлинюр Палмасон)
Датско-исландский фильм «Зимние братья» режиссера-дебютанта Хлинюра Палмасона нельзя отнести к массовому кино. В своеобразном артхаусном триллере зритель знакомится с двумя братьями, работающими на заводе при известняковой шахте. Младший, Эмиль, — тень старшего брата, Йохана. Он несчастен, одинок, хоть и испытывает чувства к соседке Анне. Для дополнительного заработка он вынужден продавать самогон из химикатов, украденных с завода. Агрессия и страх растет в Эмиле с каждым днем, пока это не выливается в масштабную вражду: с братом, с коллегами по работе и даже с самим собой. У ленты очень высокий порог вхождения — не каждый сможет принять леденящую атмосферу безумия картины, которая в концовке оставляет зрителя наедине с его чувствами. Фильм необычным образом достигает пика драматизма и являет собой завораживающее изучение человеческой натуры на фоне холодных индустриальных скандинавских пейзажей.