На первой линии: 5 причин посетить выставку Кузьмы Петрова-Водкина и его ученицы Марии Ломакиной
Увидеть ранние работы Петрова-Водкина

Обычно, когда говорят про художника, сразу вспоминают его монументальные работы – «Купание красного коня», «Тревога», «Смерть комиссара». На выставке в Музее Москвы покажут необычного Петрова-Водкина, лирического. Из родного города Хвалынска приедут ранние работы живописца – картина «Двое в лодке», портрет матери, виды Хвалынских холмов. Художник откроется совсем с другой стороны: можно будет увидеть, как начинался путь Петрова-Водкина в живописи.
Посмотреть на авангардный фарфор

Новое советское искусство – это не только живопись и скульптура, но и, например, фарфор. Многие художники пробовали работать в этом жанре – создавали новые росписи, посвященные революции, борьбе за дело рабочих и крестьян, трудовым и спортивным подвигам.
Несколько эскизов для Государственного фарфорового завода делал и Петров-Водкин. По его рисунку «Красные ромбики» расписали чайную пару: всего таких выпустили порядка тридцати штук.
Познакомиться с «тихим искусством»

Имя ученицы Петрова-Водкина, Марии Ломакиной, не очень хорошо известно публике. О ней заговорили только в 1990-е, а первая музейная монографическая выставка художницы состоялась лишь в 2008 году. Искусствоведы называют Ломакину одним из самых ярких представителей тихого искусства и настоящим открытием: мастерство и талант провинциальной художницы ничуть не меньше, чем у ее столичных коллег.
Сравнить крымские виды

У выставки «#ПетровВодкинЛомакина» не случайно есть подзаголовок: «Стихия Крым». В одном из разделов экспозиции собраны работы учителя и ученицы, посвященные полуострову. Уроженка Крыма Ломакина всю жизнь писала родные места. В 1930-е она переехала в Загорск, но старалась каждый год выезжать в Крым на пленэры и в творческие командировки. Она часто писала сцены из жизни крымских татар, зарисовывала горы и морские панорамы, создала цикл полотен, посвященных сбору винограда и табака.
Петров-Водкин не раз приезжал в Крым – и для работы, и на лечение. В 1927 году он гостил у Максимилиана Волошина в Коктебеле, когда началось страшное землетрясение. Но эвакуироваться художник не стал, а решил написать картину «по горячим следам». Жене и дочке он сказал:
«Останемся здесь. Это такое событие, которое может не повториться в нашей жизни».
Еще месяц они оставались в Крыму, пока Кузьма Сергеевич, стоя на дрожащей земле, писал картину. Так появилось полотно «Землетрясение в Крыму», которое также покажут на выставке.
Пересчитать «уголки»

Помимо полноформатных работ, на выставке покажут и «уголки» Марии Ломакиной. Так она называла небольшие фрагменты холста, на которых писала. Из-за трудностей с рабочими материалами художница старалась расходовать их экономно и разрезала полотно на части размером около печатной страницы. И уже на этих миниатюрных «уголках» работала. Некоторые их них Ломакина использовала дважды: так появились двусторонние картины.
Фото предоставлены Российской галереей искусств.