5 причин посетить выставку «Уберите чучело лисы» в Музее Москвы
В Музее Москвы открылась выставка «Уберите чучело лисы». Вся экспозиция — воображаемый краеведческий музей Москвы, который кураторы выстроили по шаблонам 1930-х годов. Time Out называет 5 причинами, почему стоит купить билет на выставку прямо сейчас.
Увидеть музей, которого не было
В Москве никогда не было музея, который бы официально именовался краеведческим и входил в состав краеведческой сети. Свою версию на выставке «Уберите чучело лисы» создали кураторы Софья Гаврилова и Алиса Савицкая и архитектор Никита Гойнов.
Экспозиция строилась по классическим инструкциям 1930-х годов, в «золотое» для всего отечественного краеведения время. Экспонаты для наполнения трех канонических отделов — «Природа», «История», «Общество» — взяты из коллекции Музея Москвы, а также из фондов Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева, Музея землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова и Государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим».
Есть здесь чучела, автомобиль, карты Москвы, архивные фотографии, кольчуга, чугунные ядра и многое другое. Кстати, любой выстроенный по советским лекалам краеведческий музей — место уникальное, так как прямых аналогов в зарубежных странах ему не было. В то время как западные музеи возникали из кабинетов редкостей и показывали диковины из далеких стран, советские музеи собирали все «типичное» для региона.
Побывать внутри выставки-деконструкции
Кураторы дали экспозиции определение «выставка-деконструкция». Модель краеведческого музея «разобрана» на части — и зрителю предлагается критически посмотреть на то, как эта модель устроена.
Кроме поясняющих кураторских текстов, которые лучше не игнорировать, здесь можно найти цитаты из статей и методических рекомендаций, которые обнажают контекст времени, цели и задачи музейных экспозиций. Для зрителя, не желающего вступать в профессиональную дискуссию о судьбе музеев, выставка-деконструкция представляет целостную инсталляцию, построенную на классических образах краеведческих музеев. Это красивое путешествие в культуру прошлых поколений.
Найти трясогузку и еще 49 чучел
Эта задача не такая простая, какой может показаться. Для выставки Музей Москвы привез из Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева сразу 50 чучел. Есть здесь и едва заметные мышки, и огромный медведь, а еще еж, лиса, волк и прочие животные. Инструкции советского времени предполагали наличие в музейной экспозиции чучел, поэтому без них представить образцовый краеведческий музей никак нельзя.
Сегодня нет единственно верного ответа на вопрос, что делать с наследием советских краеведческих музеев — не только с экспонатами, но и с принципами построения экспозиций. Это профессиональному музейному сообществу еще предстоит обсудить.
Оценить обстановку в комнате стахановца
Комод, кровать, стол, венский стул, табурет, кухонный шкафчик — все подлинное, прямиком из начала XX века. «Комната стахановца» — один из разделов выставки, дублирующий интерьер образцовой комнаты передового столичного рабочего.
Зрители могут без стеснения заглядывать в окошки. Принадлежность пространства рабочему человеку подчеркивают присутствующие в нем инструменты: кронциркуль, гаечный ключ, молоток, нутромер и отвертка. В аскетичном и вместе с тем функциональном устройстве комнаты есть и элементы нового быта — например, радиоприемник.
Решить, кто главный зверь в краеведческом музее
Музей Москвы работал над выставкой «Уберите чучело лисы» полтора года. За это время музейная команда поняла, что с краеведческим музеем и главным зверем в нем у каждого свои ассоциации. Сейчас в названии выставки красуется лиса, но все может измениться в ближайшее время.
В разделе «Методологический кабинет» находится условный избирательный пункт, где посетителям выставки предлагается выбрать главное животное в краеведении из четырех: лиса, заяц, мышь или сова. Чтобы проголосовать, нужно взять шарик и опустить его в колбу под рисунком. Зверь, набравший наибольшее количество голосов, появится — или останется — в названии выставки в 2022 году.