5 работ с выставки «Охотники за искусством» в Музее русского импрессионизма
Роберт Фальк. «Фуар. Фотография. Ночной Париж», 1931
Собрание И.М. Эзраха. Ныне в собрании KGallery, Санкт-Петербург
В начале XX века Роберт Фальк был художником, который не боялся отходить от установленных традиций и правил. Он экспериментировал со стилями и направлениями творчества: прошел через этапы неопримитивизма, сезаннизма и кубизма, а в начале 1920-х обратился к старым мастерам.
Отдельного внимания заслуживает период творчества Фалька, когда он вдохновлялся импрессионистами. Особый парижский свет, который озарял улицы французской столицы, стал источником вдохновения и импульсом для совершенствования техники русского художника.
Как и все импрессионисты, Фальк много работал на пленэре*. Городской пейзаж «Фуар. Фотография. Ночной Париж» из ленинградского собрания Иосифа Эзраха, представленный на выставке, — редкий пример уличной сцены ночью, написанной в мастерской. Упоминая об этой работе, художник отмечал: «Я стал легко работать вещи по памяти. Я этим очень доволен, это есть какое-то освобождение».
Наталия Гончарова. «Цветущая яблоня», 1909
Собрание С.А. Шустера и Е.В. Крюковой. Ныне в частном собрании
Наталия Сергеевна Гончарова — «амазонка авангарда», одна из самых ярких художниц XX века, жена и соратница Михаила Ларионова. Марина Цветаева писала: «Говорить о Гончаровой, не говоря о Ларионове, невозможно. Во-первых и в-главных: Ларионов был первый, кто сказал Гончаровой, что она живописец, первый раскрывший ей глаза — не на природу, которую она видела, а на эти же ее собственные глаза. «У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!».
Пейзаж «Цветущая яблоня» демонстрирует отсылки к фовизму* в творчестве Наталии Гончаровой, при этом работа отличается тонким чувством цвета — художница использует декоративные, но гармонично сочетающиеся приглушенные оттенки розового и фиолетового.
Картину во второй половине XX века приобрел Соломон Абрамович Шустер, коллекция которого считается одним из самых полных и известных собраний, посвященных искусству 1900-1930-х годов.
Кузьма Петров-Водкин. «Портрет дочери (Ленушка)», 1926
Собрание И.Д. Афанасьева. Ныне в собрании KGallery, Санкт-Петербург
Это картина посвящена дочери художника Кузьмы Петрова-Водкина Лене. Свою будущую супругу Марию (Маргариту) Йованович он встретил в 1906 году в парижском пригороде. Для Петрова-Водкина это была любовь с первого взгляда, вылившаяся в брак длиною более 30 лет. Ради любви девушка покинула родину, приняла православие, выучила русский язык и стала верной спутницей и музой художника.
В 1922 году Мария и Кузьма стали родителями. С первых дней жизни «Ленушка» стала частой героиней в работах художника, он ласково называл ее «колокольчиком моего сердца».
Интересный факт: когда Елену Кузьминичну спрашивали о профессии, она всегда отвечала: «Моя профессия — дочь художника».
В 1950-х годах картину «Ленушка» приобрел Игорь Дмитриевич Афанасьев, химик-нефтепромышленник из Ленинграда, главной страстью которого являлось коллекционирование.
Сергей Судейкин. «Гарем», 1909
Собрание Н.Н. Тимофеева. Ныне в собрании KGallery, Санкт-Петербург
Творчество Сергея Судейкина тесно связано с миром театра: он сотрудничал с московским «Эрмитажем», позднее — с петербургскими Малым драматическим театром, Русским драматическим и театром Комиссаржевской, был женат на балерине Ольге Глебовой.
Акварель «Гарем» выполнена на стыке жанров театрализованной сцены и натюрморта: распускающаяся роза на стене отсылает к росписям подносов, а фигурки похожи на фарфоровые статуэтки. При этом цветовая гамма работы строится на противопоставлении голубого и желтого, а декоративизм и орнамент дополняются глубиной и светотенью. Ориентальная тема будет интересовать художника и дальше.
Картину приобрел советский психиатр Николай Тимофеев, увлекавшийся коллекционированием. Стены его кабинета были увешаны живописью, и в своей деятельности он активно использовал арт-терапию, что стало настоящим новшеством для второй половины XX века.
Нико Пиросмани. «Погонщик с верблюдом», 1910-е
Собрание И.Г. Сановича. Ныне в частном собрании
Грузинский и русский художник, представитель примитивизма Нико Пиросмани обладал загадочной судьбой и уникальным, свойственным только ему, стилем письма. Летом 1912 года в тифлисском духане* «Варяг» его работы увидели художники-футуристы Михаил Ле-Дантю и братья Илья и Кирилл Зданевичи. Так началась история открытия самобытного мастера.
В 1913 году работы Пиросмани произвели фурор на московской авангардной выставке «Мишень», организованной Михаилом Ларионовым. Творчество примитивиста широко оценивали Пабло Пикассо и русские авангардисты.
«Погонщик с верблюдом» до поступления в собрание Игоря Сановича принадлежал писателю, главному редактору журнала «Дружба народов» Виктору Гольцеву.
Специальное заведение, в котором грузинские мужчины собираются обменяться новостями и обсудить дела.
Характерный прием фовизма — обобщение формы и пространства, объема и рисунка, сведение формы к простым очертаниям, исчезновение светотени и линейной перспективы.
Живописное отображение натуры при естественном освещении.