В такую булочную только на такси: 5 самых красивых магазинов Москвы с богатой историей | Город | Time Out

В такую булочную только на такси: 5 самых красивых магазинов Москвы с богатой историей

Диана Дорофеева   2 апреля 2021
7 мин
В такую булочную только на такси: 5 самых красивых магазинов Москвы с богатой историей
Центральный детский магазин на Лубянке. Фото: A.Savin, WikiCommons
11 апреля из-за проблем с историческим помещением прекратит работу старейший магазин Москвы «Елисеевский». Гастроном был открыт купцом Григорием Елисеевым на Тверской улице в 1901 году — и быстро привлек внимание горожан своими роскошными интерьерами и широким выбором продуктов, которые было не так просто купить в других местах. По этому грустному поводу Time Out вспоминает красивые магазины Москвы, которые пережили разные времена, но, к счастью, продолжают работать.

Магазин «Чай-кофе» на Мясницкой

Фото: A.Savin, WikiCommons

Адрес: ул. Мясницкая, 19

Трехэтажный дом в стиле позднего Ренессанса был построен еще в 1893 году по проекту архитектора Романа Клейна. Заказчиком стал владелец чайной компании «Перлов и сыновья» Сергей Васильевич Перлов — до сих пор, объясняя, какое здание имеем в виду, мы называем его домом Перлова или чайным магазином Перлова. Любопытно, что свою торговую концепцию магазин не поменял: и 100 лет назад, и сегодня там можно купить чай, но вот его архитектурный облик изменился довольно быстро.

Через три года, в 1896-ом, здание было переоформлено Карлом Гиппиусом в традиционном китайском стиле, за что позже получило знаменитое прозвище «китайская шкатулка».

Такая трансформация с домом произошла не просто из желания сделать его интереснее — была вполне практичная причина. В то время ожидали приезд посла Китайской империи Ли Хун-Чжана. Многие, в том числе и Сергей Васильевич, надеялись заключить с ним выгодный договор о поставке чая. Дом должен был привлечь внимания гостя своей аутентичностью: накладные керамические детали складывались в китайские орнаменты, а отделочные скульптурные элементы были доставлены из прямиком Поднебесной. Выделялись и двухъярусная башенка «пагода», и рельеф стены с выносными кровлями из черепицы. Внутри все было обустроено не менее эффектно: завезли китайские фарфоровые вазы, скульптуры и мебель.

Сергей Васильевич Перлов

Посол, однако, предпочел остановиться в другом месте. И все же нельзя сказать, что усилия Перлова пропали даром: его магазин практически сразу стал известным и уже больше столетия не теряет свою популярность. А благодаря внучке Сергея Васильевича, которая отреставрировала здание, мы можем и полюбоваться им, и закупиться в этом историческом месте.


ЦУМ

Фото: A.Savin, WikiCommons

Адрес: ул. Петровка, 2

Таким, каким мы его знаем сейчас, Центральный универсальный магазин москвичи впервые увидели в 1908 году. Тогда по проекту архитектора Романа Клейна его построили для основателей торговой компании — шотландцев Эндрю Мюра и Арчибальда Мерилиза. Здание в стиле неоготики с элементами модерна притягивало и своим внешним видом, и удобством для покупателей: там находилась справочная, комната ожидания и скоростные лифты, что для того времени было в новинку. Уже через пять лет после открытия в магазине было около 80 отделов. Всем желающим бесплатно отправляли каталог товаров с образцами ткани, а расходы по доставке заказанных вещей компания брала на себя.

Пожалуй, главное отличие магазина «Мюръ и Мерилизъ» от нынешнего ЦУМа — цены. Несмотря на то, что они были фиксированные и поторговаться не удавалось, товары были вполне доступны и среднему классу, а несколько раз в год устраивались распродажи. В ЦУМ торговый центр был переименован уже после национализации, которая произошла в 1917 году. В начале войны на верхних этажах были оборудованы казармы, а на нижних продолжалась торговля по карточкам.

Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз

После окончания войны ЦУМ стал первым из советских магазинов, который убрал прилавки — покупатели выбирали товар по образцам и оплачивали его на кассе. Однако концепция универсама постепенно изменилась — цены заметно выросли, а бренды, как мы знаем, теперь представлены класса люкс.


Петровский пассаж

Фото: A.Savin, WikiCommons

Адрес: ул. Петровка, 10

Петровский пассаж сперва называли Фирсановским: он принадлежал Вере Ивановне Фирсановой, был построен по ее инициативе и на ее деньги. Фирсанова была дочерью известного московского предпринимателя — в наследство ей достались, например, Сандуновские бани и усадьба Середниково, а также 23 дома с земельными участками в столице. Однако, как многие девушки, Вера Ивановна мечтала открыть магазин — и не какой-нибудь, а самый лучший. К разработке проекта она привлекла уже знакомых по реконструкции Сандуновских бань архитекторов — Сергея Калугина и Бориса Фрейденберга.

Трехэтажное здание, построенное в 1906 году и протянувшееся от Петровки до Неглинной, было выполнено в стиле модерн и впечатляло архитектурными элементами: витражами, маскаронами и лепным декором, скульптурами и колоннами. Ассортимент товаров тоже был широкий — от сладостей до белья и зонтиков. Торговые залы объединялись в одно пространство: покупатели прогуливались по нему, и говорят, там даже назначали встречи.

Сандуновские бани. Фото: wikimedia

С тех пор функции пассажа не раз менялись. Однако самое известное продолжение его торговой истории случилось в 1960-х годах, когда он стал филиалом ЦУМа. Пассаж из Фирсановского переименовали в Петровский — по названию улицы, на которой он находится. После реконструкции здание утратило некоторые детали своей планировки и отделки, но все еще, конечно, заслуживает посещения. Сегодня Петровский пассаж арендует компания Bosco di Ciliegi, открывшая там бутики модной одежды, кафе, ювелирные и часовые салоны и салон красоты.


Центральный детский магазин на Лубянке

Фото: A.Savin, WikiCommons

Адрес: Театральный пр‑д, 5/1

Центральный детский магазин на Лубянке (раньше просто «Детский мир») открылся по сравнению с остальными не так давно, в 1957 году, на месте снесенного Лубянского пассажа. Архитектор Алексей Душкин создал образец перехода от сталинского классицизма к минимализму 1960-х.

Интерьер ЦДМ в 2007 году. Фото: A.Savin, WikiCommons

Главный детский магазин страны своим интерьером мог показаться сказочным не только ребятам, но и взрослым. Над центральным залом располагался внутренний световой двор. Колонны центрального зала, главного входного вестибюля и балюстрады были сделаны из белого мрамора, а лестничные пролеты украшали инкрустации из цветного мрамора. Даже лестничные ограждения и светильники были не типовые, а созданные по специальным авторским рисункам — продумали все до мелочей.

К тому же ЦДМ стал первым зданием, где поставили эскалаторы, — туда приезжали только ради возможности покататься на них, с восхищением разглядывая все вокруг.

В 2005 году здание ЦДМ получило статус объекта культурного наследия регионального значения, а через три года было закрыто на реконструкцию. Сейчас детских магазинов много везде – но трепет при упоминании первопроходца все равно остается. В том числе и благодаря удавшейся реконструкции, которую провели, кстати, на основе чертежей Алексея Душкина. Восстановили керамическую облицовку фасада и кирпичную кладку стен, воссоздали алюминиевые витражи и дубовые окна. Сохранилась и главная идея ЦДМ – все для детей. Ребята могут не только уговорить родителей купить им новые игрушки и одежду, но и заглянуть, например, в центр научных открытий «ИнноПарк», город профессий «КидБург», музей детства.


ГУМ

Фото: Josef F. Stuefer, wikimedia

Адрес: Красная пл., 3

Александр Померанцев

Еще в XVII веке на месте ГУМа вовсю шла торговля, но здание Верхних торговых рядов, которое позже занял Государственный универсальный магазин, построили по проекту Александра Померанцева в 1893 году в псевдорусском стиле. Планы на локацию были грандиозные: она должна была стать символом новой Москвы, сочетая в себе идею модного и технически продвинутого европейского универмага, но воплощенного в русском стиле, чуть ли не отдельного города в городе. Кажется, замысел вполне претворили в жизнь — Ряды открылись со своим отделением телеграфа, банка, ресторанами, парикмахерскими, выставочными залами и ателье. Было практически все, кроме собственных дверей в каждом помещении.

Сейчас ГУМ, несмотря на все угрозы закрытия и сноса, пережитые за эти годы, сохраняет свою первоначальную концепцию торгового мира в самом центре Москвы, объединяя современность с символами прошлого. Например, в советской стилистике выполнены два кафе — «Фестивальное», названное в честь молодежного фестиваля 1957 года, и «Столовая 57», где люди стоят в очереди за борщом, оливье, классическими бутербродами с колбасой, пирожками и компотом. А еще там работает «Гастроном №1», очень похожий на знаменитый советский гастроном ГУМа.