Ностальгия по настоящему: 5 советских пьес на московской сцене | Театр | Time Out

Ностальгия по настоящему: 5 советских пьес на московской сцене

Антонина Шевченко   21 февраля 2022
3 мин
Ностальгия по настоящему: 5 советских пьес на московской сцене
Спектакль «Жестокие игры»

Советские драматурги — классики или современники? Сложный вопрос, на который практически невозможно ответить, но в любом случае они актуальны для нас сегодняшних. Их герои похожи на нас. Да, они иногда общаются на незнакомом языке, употребляя странные для нас слова, но говорят они все о том же и так же любят, ссорятся, пытаются разобраться в себе и мире вокруг, ищут себя настоящих. Time Out выбрал 5 спектаклей по советским пьесам, которые совсем не устарели.


«Дядя Лева»

Сюжет «Покровских ворот» знает, наверное, каждый. А вот тот факт, что фильм снят по пьесе Леонида Зорина, не особо известен. И первая ее постановка появилась на сцене Театра на Малой Бронной в далеком 1974 году. В спектакле режиссуры Константина Богомолова нет его привычных жонглирований с текстом. «Дядя Лева» лаконичный и нежный — как никакой другой спектакль постановщика. Тот самый студент Костик в исполнении Игоря Верника вспоминает свою юность, в которой каждый человек был по-своему близок и дорог.


«Жестокие игры»

Пьеса Алексея Арбузова 1978 года — одно из первых советских произведений, рассуждающих о цинизме и равнодушии молодого поколения. Это дебютный спектакль Евгения Марчелли на сцене театра Моссовета в качестве художественного руководителя. Он ставит старый диагноз — арбузовское поколение безразличных вырастило детей не лучше себя, нелюбовь породила себя же. Для режиссера это замкнутый круг: недаром примет времени как таковых в постановке нет. Разве что наличие видеокамеры у молодого художника Кая как-то намекает на современность. Однако говорят герои арбузовским и немного странным на слух нынешнего россиянина языком.


«Старший сын»

Пьес у Александра Вампилова четыре — столько он успел написать за свою 34-летнюю жизнь. Однако все созданные им герои оказались на слуху. Например, фамилия Сарафанов сразу воскрешает в памяти образ мужчины в исполнении Евгения Леонова: «маленький человек», которого искренне жаль и в котором из-за этого сразу же хочется признать родного отца. Игорь Костолевский играет его совсем другим: интеллигентным мечтателем, которому хочется верить и чей талант кажется бесспорным. Его хочется любить, им хочется восхищаться. Весь спектакль как раз про это — про любовь, которую можно найти, случайно опоздав на последнюю электричку.


«С любимыми не расставайтесь»

Александр Володин — один из самых нежных советских драматургов, а еще поэт. Его пьесы лиричны, в чем-то сентиментальны и полны любви. Спектакли Генриетты Яновской, в свою очередь, никогда не отличались сентиментализмом. От встречи режиссера с автором родилось нечто среднее — воспоминание о любви, поминание нежности. Поэтому и герои пьесы — восемь разводящихся пар — расположились на зеленой лужайке, в прекрасном эдемском саду, откуда так легко уйти и куда невозможно вернуться, о чем и предупреждают выведенные в заголовок строки из стихотворения Александра Кочетова.


«Старший сын»

Полный нежности и любви спектакль Алены Лаптевой представляет собой доказательство девиза старшего Сарафанова «Все люди — братья». Едва познакомившись, все становятся родными друг другу, а заодно и зрителям. Сарафанов в исполнении Сергея Беляева блаженный не потому, что юродивый, а потому что светел и доверчив. Практически персонаж из детских сказок, про которого заранее известно, что все у него будет непременно хорошо. Все герои Лаптевой теплые и мягкие, кроме Сильвы в ядовито зеленом пальто. Однако и он так искрится в своей дерзости, что против воли его тоже любишь и прощаешь.