Триумф Эрдмана, новые формы театра и размышления о вечном: 5 спектаклей февраля
«Мандат»
Владимир Панков к 30-летнему юбилею театра поставил спектакль по одной из самых острых и смешных пьес в истории русской драматургии – «Мандату» Николая Эрдмана.
Чтобы подобраться к этой пьесе, режиссеру понадобилось 10 лет, но, как оказалось, именно сегодня текст Эрдмана идеально пришелся ко времени. Зрителей приглашают не просто на фирменную «саундраму» Панкова, где музыка, пластика, ансамблевость и слово представлены в сплетении – в «Мандате» синтез жанров идет еще дальше, представляя «Театр Панкова».
Это будет живое, активное пространство, где работает каждая деталь для тотального, гармоничного восприятия того, что будет происходить на сцене. А на сцене развернется настоящий карнавал смены эпох, смешение прошлого, настоящего и будущего, где в каждую минуту все может измениться в ту или иную сторону.
«Бег»
Новый спектакль по одной из самых трагических пьес Булгакова вырос из экспериментальной режиссерской работы Александра Лазарева и вошел в репертуар Ленкома. Приглашение в премьерные постановки звезд из других театров уже стало традицией для Ленкома. Так, роль белого генерала Чарноты сыграет Максим Аверин (он будет выходить в этой роли в очередь с Владимиром Большовым).
Одной из главных тем постановки станет тема бегства, оторванности от Родины людей, вынужденных бежать от общественно-политических катаклизмов в «пустоту одиночества». Постановка на материале булгаковского текста станет исследованием российской истории и затронет вневременные темы связи отдельной судьбы человека и его страны, осмысления жертв и раскаяния.
«Самоубийца»
Станиславский называл Николая Эрдмана гением, «Самоубийцу» мечтал поставить и Мейерхольд. Пьеса имеет богатую сценическую историю, но, кажется, впервые постановщики пустились в такие экзистенциальные глубины. Режиссер Павел Сафонов представил «черную комедию» Эрдмана как конфликт отдельно взятой личности с обществом и поместил персонажей в некое таинственное пространство безвременья, почти что чистилище.
Этот в духе немых фильмов, монохромный, графичный, «нарисованный» спектакль наполнен темой человечности. Вместе с соло на трубе (исполняет сам исполнитель роли Подсекальникова Юрий Цокуров) звучит гимн во славу жизни, где герой вовсе не хочет становиться героем, а хочет простого и понятного человеческого счастья.
«Аскет»
Спектакль, созданный Театром «Практика» в коллаборации с Центром электроакустической музыки (ЦЭАМ) и Мастерской Брусникина – документальная опера по биографии легендарного физика и правозащитника Андрея Сахарова. Создатели – а это композитор Николай Попов, режиссер Юрий Квятковский и драматург Михаил Дегтярев – собрали подлинные цитаты из публичных выступлений и писем ученого и соединили их с авангардными визуальными и звуковыми решениями. В результате спектакль перерос в настоящую мистерию о моральном выборе и бескомпромиссности.
Многоканальный звук, электромеханические инструменты и видеопроекции создают единое пространство, где тема судьбы, смерти, цикличности заставляет вспомнить и о Евангелии, и пассионах Баха и о всех великих фигурах прошлого, пострадавших за свои идеи: от Джордано Бруно до Мартина Лютера Кинга.
«Моня Цацкес – знаменосец»
Наконец после восьмилетнего перерыва торжественно открылось здание Московского еврейского театра «Шалом», который сейчас переживает период творческого перерождения под руководством нового худрука Олега Липовецкого. Так что у москвичей появилась возможность увидеть премьерные спектакли на обновленной сцене театра.
Одна из недавних премьер, на которую точно стоит обратить внимание – спектакль Олега Липовецкого «Моня Цацкес – знаменосец» по повести Эфраима Севелы. Формально жанр создателями спектакля обозначен как сторителлинг, но фактически идет дальше в сторону площадного театра, разрушая «четвертую стену» между актерами и зрителем. Среди современного текста (Олег Липовецкий в соавторстве с Ларой Бессмертной создали трагикомическую военную Одиссею, в центре которой Моня Цацкес – настоящий фольклорный герой) возникают псалмы Давида, разрушая границу и между временами.