Семейный круг: 5 спектаклей по пьесам Флориана Зеллера
«Мама»
В руках дебютирующего режиссера Егора Трухина пьеса «Мама» фактически стала моноспектаклем. Покинутая повзрослевшими детьми и мужем женщина в исполнении Марии Зориной на протяжении всего часа, что длится спектакль, не слышит ни одного слова от дорогих ее сердцу людей. Они, словно призраки, возникают перед ее взором, бередят ее и так больную душу и пропадают вновь.
Трагедия матери, посвятившей всю свою жизнь семье и неожиданно ее лишившейся, сдобрена комическими, практически клоунскими номерами с переодеваниями, манипуляциями предметами обстановки и чуть ли не акробатическими трюками. Среди всего этого хаоса вырастает главная мечта матери: возвращение сына, который сажает ее на свои колени и успокаивает. И эта сцена в очередной раз напоминает, что однажды родители становятся нашими детьми.
«Сын»
В драме о подростковой депрессии Юрий Бутусов, по его же словам, увидел «русскую пьесу» о лишних людях, а еще шекспировского Гамлета. Эти пласты он и внес в свою постановку. В спектакле тинейджера Николя играет вполне взрослый актер со стажем Евгений Редько. Душой сын старше своих родителей. Он тоньше и глубже чувствует то, как распадается привычный мир, в котором все были вместе и все были счастливы.
Спектакль режиссер поставил в свойственной для себя манере. «Сын» насыщен музыкой и полон бросающихся в глаза недвусмысленных символов, вестников трагической развязки. Выбеленные лица-маски, нарисованные улыбки героев – все это грустная клоунада, которой пытаются прикрываться взрослые, слишком слабые, чтобы помочь даже себе, не то что своему ребенку.
«Обратная сторона медали»
В основу своей первой режиссерской работы молодой артист театра Эльдар Трамов положил самую щадящую чувства зрителей пьесу Зеллера. Это французская комедия положений, в основе которой могла бы легко лечь известная поговорка «седина в бороду – бес в ребро». Главный герой Даниэль (Евгений Князев), мужчина средних лет, приглашает в гости близкого друга, недавно ушедшего от своей жены, также вхожей в дом, к молодой девице кукольной внешности.
Глядя на внутренние и внешние преображения товарища, главный герой решает, что же ему делать со своим браком: продолжать жить размеренно и пресно или руководствоваться таким привлекательным примером и начать новую жизнь. А что, если и вовсе сбежать с новой подружкой друга? Роящиеся мысли Даниэля выбираются из его воспаленного от искушения ума на авансцену и не остаются тайной для его жены Изабеллы, которой приходится проявить всю свою мудрость, чтобы уладить внутренний конфликт мужа.
«Мама»
Режиссер Павел Пархоменко поставил спектакль в качестве бенефиса для Анастасии Светловой. Мама в ее исполнении – это кошка на раскаленной крыше, жаждущая любви, ласки и внимания. Она страстна в каждом своем движении: от демонстрации нового красного платья до откровенного разговора с мужем. Она не желает стареть, а взросление сына – это только напоминание, что время неумолимо движется вперед, и ей за ним никак не поспеть.
Женщина когтями впивается в сына и в мужа, но они вырываются из ее рук. Когда-то они были также полны любви, но сейчас, кажется, сделали роковой шаг в сторону. К ней тянется только невидимый героям «черный человек» – плод раздрая ее души и его символ. Он сопровождает Анну в ее пути к освобождению, которое она выбирает сама и на этот раз не руководствуясь только своим желанием.
«Папа»
За сюжет о взаимоотношениях отца и дочери и о сложном выборе последней взялся израильский режиссер советского происхождения Евгений Арье. Постановка стала его последней работой в России, через два года после премьеры его не стало. Сам же он ставил спектакль памяти покойной Галины Волчек. Это была первая премьера театра без нее. Судьба постановки оказалась не так проста, его показы прервались с уходом из труппы Сергея Гармаша. И теперь он снова на сцене, и главную роль исполняет Сергей Шакуров.
Несмотря на заявленный трагифарс, это все же трагедия, как для отца, которого поражает то ли деменция, то ли Альцгеймер, так и для дочери (Виктория Толстоганова), которой нужно решить, отдавать ли его в дом для престарелых, где ему будет оказан необходимый уход. Блестящая физическая форма Шакурова создает мощный контраст с постепенным угасанием героя и делает вопрос выбора дочери еще более острым, а чувство вины еще горестнее.