Однорукие палачи в пабе. 5 спектаклей по пьесам Мартина МакДоны

Без преувеличения легендарный спектакль Кирилла Серебренникова на Малой сцене МХТ, в свое время открывший драматургию Макдонаха для столичного театра. Это тот редкий случай, когда много лет остающийся в репертуаре спектакль не только не потерял свою художественную значимость, но стал даже мощнее резонировать с окружающей реальностью — действие пьесы происходит в некоем тоталитарном государстве Восточной Европы.
Под оберткой психологического триллера драматург и режиссер скрыли глубокие философские размышления не только о неизбежности столкновения художника и власти, но и о силе искусства, с которой автор не всегда может совладать.

Второй спектакль Кирилла Серебренникова по МакДоне сделан с разницей в 12 лет, и уже не на камерной сцене Художественного театра, а на большой — в Гоголь-центре. Выбрав для постановки тот же жанр триллера, на этот раз режиссер решил вплотную приблизить текст к российским реалиям. Его палач — бывший милиционер, исполнявший смертные приговоры до введения Ельциным моратория в 1996 году. Соответственно, и действие происходит не в дублинском пабе в 70-х, а в провинциальной пивнушке начала 2000-х. Это жесткий, натуралистичный спектакль о личной ответственности и о том, что без понимания ошибок прошлого невозможно двигаться дальше.
Как и в «Человеке-подушке», тут целая россыпь ярких актерских работ — в ролях Владимир Майзингер, Сергей Сосновский, Александр Филиппенко, Семен Штейнберг, Олег Гущин, Анна Гуляренко и другие.

Еще один спектакль по последней на данный момент пьесе МакДоны, но совсем другой по форме и настроению. Версия Ильи Леонова по тексту ближе к оригиналу: его герои — ирландцы. Более того, сами зрители находятся в пабе, который открыл бывший палач Гарри: спектакль играется в паб-театре Abbey Players на Новом Арбате. Так что этих «Палачей» стоит выбрать, если хочется окунуться в сюжет с головой, посмотреть на игру актеров в непосредственной близости и вдобавок выпить пинту пенного.
«Однорукий из Спокана»
Где: Центр драматургии и режиссуры
Когда: 30 и 31 марта, 27 апреля, 25 мая
Билеты
Из всех спектаклей по МакДоне этот вызывает больше всего кинематографических ассоциаций — драйв и черный юмор, как в фильмах Тарантино, а картинка — яркая, как у Уэса Андерсона. Режиссер Владимир Панков добавил к МакДоне нотку театрального безумия: среди героев тут появляется гигантская панда, а черный грим чем дальше, тем активнее слезает с белокожего актера. Жесткость сюжета про поиски отрубленной руки оттеняется зажигательной музыкой в исполнении хора горничных — сочетанием ирландского фольклора, госпела и американской поп-классики.

Константин Райкин, как и Кирилл Серебренников, начал ставить МакДону одним из первых в Москве, причем от большой любви к драматургу в 2007-м выпустил сразу дилогию — «Королеву красоты» и «Сиротливый Запад».
Спустя годы худрук «Сатирикона» снова решил обратиться к тексту ирландца, в котором лучше других явлен замкнутый круг жестокости. Его «Однорукий» натуралистичнее версии в ЦДР — чернокожего Тоби, объекта расистских шуточек главного героя, тут играет блистательный Григорий Сиятвинда. Компанию по сцене ему составляют не менее яркие Денис Суханов, Георгий Лежава, Полина Райкина и Дарья Урсуляк.