5 ужасных стереотипов о женщинах в современном отечественном кино и сериалах
Новое достижение — новая прическа
Практически в каждом фильме путь героини к успеху сопровождается сменой имиджа. В российском кинематографе простые девушки из провинции почти всегда подчеркнуто непривлекательны, и счастливым завершением их сюжетных линий становится полное преображение, внутреннее и внешнее. После многочисленных манипуляций на глазах зрителя рождается прекрасная принцесса. Яркая, уверенная в себе красавица с горящими глазами и в нарядах по последней моде — вот образ роковой девушки из российских мелодрам. В сериале «Манекенщица» 2014 года один из сотрудников дома моделей замечает Сашу Линькову, работающую на тот момент уборщицей. Девушка проходит трудный путь, становится моделью, достигает успеха, и внешность ее сильно меняется.


В сериале «Красная королева» Зоя Колесникова, еще не доехав до Москвы, в поезде отрезает длинные волосы, потому что хочет, «чтобы все было по-другому». Довольно символичная для нашей культуры деталь, имеющая глубокие исторические корни. На Руси невесте накануне свадьбы расплетали девичью косу и укладывали волосы в женскую прическу. Смена имиджа при смене статуса — довольно древний, и, возможно, уже не совсем актуальный обычай при современном темпе жизни. Однако его до сих пор продолжают транслировать в кино.


Эксперты Dove в рамках проекта Self esteem провели небольшой социальный эксперимент, который показал, что многие женщины не могут принять себя и не осознают собственную красоту. Отсюда возникает постоянное желание сменить имидж и приблизить собственную внешность к параметрам условной модели с дорогим фотошопом. В ходе эксперимента судебный портретист Джил Замора пишет каждой участнице 2 портрета: первый — со слов девушки, второй — со слов другого человека. Сам художник не видит моделей. Результат наглядно отображает разницу восприятия.
Женщина красива только в молодости

В русских мелодрамах довольно часто можно встретить образ неверного мужа, который изменяет жене с более молодой и симпатичной любовницей. Порой даже красота не спасает женщину в подобной ситуации, ведь «время берет свое». В результате женщины с возрастом сами начинают обесценивать свою внешность, хотя это в корне неправильно. В сериале «Скажи правду» Ксения спокойно живет с мужем 15 лет — но вдруг начинает подозревать измену и буквально сходит с ума, пытаясь раскрыть имя любовницы. Она хочет узнать правду, но вместе с тем боится потерять супруга и остаться одна, ведь Ксения уже не молода. Героиня выглядит загнанной в угол. Неужели у женщин действительно есть «срок годности», и по достижении определенной цифры в паспорте жизнь становится менее прекрасной?
Красота идет изнутри и не имеет ничего общего с возрастом. Если женщина уверена в себе и в собственной привлекательности — она красива. Будь ей 17, 20 или 50 лет.
По сути, необходимость всегда быть молодой — еще один критерий «идеальной женщины» с обложки, которой мы порой подсознательно стремимся соответствовать, тем самым поддерживая процветание бьюти-индустрии и уничтожая свою самооценку.
Разрушить стереотип о возрасте нам помогает психолог, который проводит эксперимент над 35-летней Анной Новиковой в фильме «Новая жизнь»: «На что влияет возраст? На внешность? Нет. Все выглядят по-разному. Здоровье тем более у всех разное. Кто-то рождается с пороком сердца, а у кого-то и в 80 как моторчик работает. Опыт тоже приходит не с годами. Мы получаем опыт с пережитыми жизненными ситуациями, а не с цифрой в паспорте. И в 25 можно быть мудрецом, и в 45 бывают недоношенные. <…> Возраст не является характеристикой человека. У каждого своя весна, свой рассвет и свой закат».
Карьера — не женское дело

Очень часто сильную женщину в фильме хочется пожалеть, видя, как она жертвует личной жизнью ради карьеры, долга или службы. Подобные примеры можно найти еще в советском кинематографе: Катерина, героиня фильма «Москва слезам не верит», имея успешную карьеру, не чувствует себя по-настоящему счастливой, пока не обретает любовь с Георгием.
В современном кино нам показывают, как трудно женщине совмещать карьеру с семейными обязанностями.
В сериале «Мамочки» одна из героинь, Аня, расстается с мужем, разрабатывает идею и запускает свой стартап. Однако у нее на руках сын — и ей постоянно приходится разрываться между бизнесом и воспитанием ребенка.
В основе этого стереотипа лежат патриархальные представления о разделении социальных ролей: мужчина зарабатывает, женщина воспитывает. Когда схема нарушается, «ломается» и баланс внутри семьи. Однако его можно и сохранить, если изначально разделить обязанности по-другому или принять во внимание, что жизнь дает нам множество вариантов: создать семью и посвятить себя детям — это не женская обязанность, а сознательный выбор. То же касается и карьеры. Здесь нет правильных и неправильных вариантов: женщина, решившая посвятить себя работе, совсем не обязательно должна быть несчастна.
Красивая девушка должна быть стройной

В том же сериале «Красная королева» все модели как на подбор худые — они боятся выйти из ГОСТа. Регина тоже пытается следовать примеру своих коллег, отказывается поужинать со своей соседкой по общежитию и предпочитает съесть яблоко (однако через несколько минут чувство голода берет верх).
В некоторых картинах тема похудения занимает центральное место. Сериал «Школа для толстушек» отражает судьбу трех полных женщин, пытающихся наладить личную жизнь через похудение. Ксения полгода находилась в затяжной депрессии после смерти дочери и не хочет возвращаться к неверному супругу, который, в свою очередь, не понимает, кому, кроме него, будет нужна «такая толстуха». Ирина — доктор биологических наук — не может ни вернуть мужа, уехавшего в Америку, ни добиться расположения лаборанта Никиты. Добрая и наивная Полина увлекается кулинарией и не замечает, как муж изменяет ей с ее более стройной сестрой.
И как бы ни старалась американская модель Эшли Грэм показать, что красота не имеет параметров, стереотип о женской фигуре настолько прочно укоренился в сознании, что сломать его оказывается непросто.
Бренд Dove совместно с Girlgaze и Getty Images разработали специальный проект #ПокажитеНас, цель которого — показать естественную женскую красоту, выходящую за рамки глянцевых стандартов. Проект насчитывает более 5000 снимков, на которых женщины изображены такими, какие они есть, без обработки и ретуши. Модели абсолютно непохожи друг на друга, но каждая из них красива. При таком разнообразии становится трудно определить, какими должны быть идеальная фигура, прическа, цвет лица и цвет кожи. Да и зачем?
Женщина мечтает выйти замуж

Это, наверное, самый распространенный стереотип, который насаждался еще советским кинематографом. Так, Анфиса, героиня фильма «Девчата», объясняет отношения своей соседки Нади со взрослым пилоправом Ксан Ксанычем желанием девушки поскорее выйти замуж и не остаться одинокой. В ходе развития сюжета скептическое отношение Анфисы к любви меняется, но мечты о создании семьи никуда не исчезают: они продолжают занимать центральное место в комедии и в мыслях девушек.
Современный кинематограф все еще богат на сюжеты, где девушка встречает молодого человека, проходит ряд испытаний и решает связать свою судьбу с возлюбленным («Выше неба»). Не менее популярны фильмы, в которых вся жизнь героини сосредоточена на построении отношений с мужчиной и заключении брака («Привычка расставаться», «Дыши со мной», «Трезвый водитель»).
Однако есть и картины, в которых можно проследить отход от привычных схем. Ярким примером может послужить комедия «Марафон желаний» 2020 года. Героиня фильма Марина по совету подруги начинает записывать свои мечты в блокнот. Ее первая запись выглядит так: «Хочу свадьбу с Лешечкой в ресторане Элеганс». Далее череда непредсказуемых событий меняет мировоззрение девушки и приводит ее к пониманию того, что истинное счастье — это гораздо больше, чем пресловутый обмен кольцами и все то, что попадало в ее блокнот до сих пор, а единственный волшебник, способный исполнить любые желания — она сама. И если в начале фильма Марина представляет собой стереотипный женский образ, то к концу истории героиня становится свободной от предрассудков хозяйкой своей жизни.
Реальность такова, что современные девушки могут по-разному расставлять приоритеты, и замужество далеко не всегда будет стоять первым в списке. Кому-то важно реализовать себя в профессии, для кого-то ключевую роль играет творчество, кто-то может годами жить с партнером, не вступая в брак.
Женщина может мечтать о замужестве, а может не мечтать. И в любом случае будет права. Потому что жизнь — не кино, у нее нет сценария.
Эти и многие другие представления о том, какой должна быть женщина, продолжают транслироваться с экранов. Однако стоит помнить, что героиня фильма — не модель для подражания. И только нам решать: подстраиваться под обобщенные представления или сохранять индивидуальность. 5000 девушек уже сделали свой выбор.