5 заметных фильмов кинофестиваля «Зимний» | Кино | Time Out

5 заметных фильмов кинофестиваля «Зимний»

Дмитрий Евстратов   10 декабря 2024
6 мин
5 заметных фильмов кинофестиваля «Зимний»
Фото: архив пресс-службы
В Москве завершился третий российский фестиваль авторского кино «Зимний». По сравнению с предыдущими смотрами, в программе 2024 года было непросто отыскать громкие имена, а в основном конкурсе состязалось немало дебютантов. Рассказываем о пяти наиболее заметных картинах.

«Операция “Холодно”», реж. Данил Иванов

Награды: главный приз, приз за лучшую режиссерскую работу, приз за лучшую мужскую роль

Чиновник Гриша из провинциального Заборска мечтает подзаработать на строительстве торгового центра в самом центре города на месте старинного особняка. Только вот незадача — его начальник Виктор Дмитриевич не дает на это разрешения. Тогда в голове Гриши возникает план, почти такой же надежный, как швейцарские часы: он похитит главу комитета руками молодого рецидивиста, а сам в это время подпишет необходимые документы. План, разумеется, рушится в самом начале, и на след бандита-неудачника выходит парочка незадачливых полицейских.

Действие «Операции “Холодно”» разворачивается зимой — вместе с легким градусом абсурда это заставляет вспомнить о коэновском «Фарго». И тут же благополучно забыть, поскольку второму полному метру Данила Иванова, выросшему из короткометражки «Холодно», не удается поймать сатирические интонации братьев. Вместо этого ленту одолевают неизлечимые болезни российских предновогодних комедий: неудачные шутки, шаблонные сюжеты и герои. С другой стороны, речь о понятном народном кино, которое прямо сейчас можно посмотреть в кинотеатрах. Кажется, это и сыграло ключевую роль в выборе жюри фестиваля — на безрыбье был выбран самый веселый рак.


«Агния», реж. Павла Стратулат

Снова Крайний Север. Жильцы неотапливаемого дома на окраине захолустного городка собирают митинги и пытаются повлиять на будущего мэра, чтобы тот поскорее решил их проблему. Среди таких жильцов — Агния, печница (или печник, как она предпочитает себя называть), в одиночку воспитывающая мальчика. Узнав о талантах женщины, будущий глава администрации — никто в этом даже не сомневается — нанимает ее выложить русскую печь у себя на участке. Работа приобретает неожиданный смысл: квартира Агнии сгорает, и она вместе с сыном переезжает к кандидату в мэры и его семье.

Если, глядя на синопсис, вы вспомните звягинцевскую «Елену» или оскароносных «Паразитов», тут же отметайте эти мысли. «Агния» куда ближе к греческой странной волне и гротеску Йоргоса Лантимоса. В отличие от «Операции “Холодно”», не сумевшей поддерживать уровень абсурда на протяжении всей ленты, сценарий «Агнии», написанный ученицей Павла Лунгина и Юрия Арабова Павлой Стратулат, кишит сказочными мини-сюжетами и неожиданными метафорами. Картина обладает неповторимой интонацией, но за ней, кажется, не всегда поспевает содержание — непросто понять, что скрывается за жизнью импровизированной шведской семьи и странным финалом фильма. 

Тем не менее дебютный полнометражный эксперимент Стратулат точно получился запоминающимся. Он был показан в программе «Московские премьеры» фестиваля, так как ранее уже участвовал в смотре «Маяк» и завоевал в Геленджике две награды. В ограниченный прокат «Агния» выйдет 30 января.


«Гирокастра», реж. Юрий Арабов

Награды: специальный приз жюри

1960-е. В городе Гирокастра появляется новая семья. Катя и Ариан познакомились в МГУ, переехали в Албанию и теперь пытаются строить жизнь, на фоне которой — постоянно меняющий облик коммунизм. Сегодня Катя преподает русский язык албанским детям, завтра — ассистирует китайскому учителю, а послезавтра едет на собственную казнь вместе с другими русскими женщинами. 

В программе «Зимнего-2024» «Гирокастра» смотрелась откровенной белой вороной. Не только потому, что сделана уже опытным автором, но и из-за тяжелейшего киноязыка. Некоторые жестокие сцены, вероятно, не исчезнут из памяти никогда. Несмотря на это, лента — режиссерский дебют уже покойного великого Юрия Арабова, сценариста фильмов Александра Сокурова, который, кстати, выступил продюсером. 

«Гирокастра», будучи международной копродукцией России и Албании, прошла все стадии производственного ада, и добралась до экрана «Художественного» лишь спустя десять лет после запуска. Тяжесть производства и участие Арабова с Сокуровым чувствуются в каждом кадре. Цветные изображения сменяются черно-белыми, мысли о светлом будущем уступают место кромешному аду коммунистического настоящего, а трагедия главной героини в исполнении Полины Лиске напоминают страдания Франца Егерштеттера из «Тайной жизни» Терренса Малика. Зрелище не для слабонервных. 

На пресс-конференции после фильма продюсеры обещали, что будут стараться выпустить его в прокат, но пока сомнений в этом уж слишком много.


«Чувства», реж. Виктория Мокерова

Награды: приз за лучший сценарий, приз за лучшую женскую роль

Фильм состоит из двух коротких новелл. Первая, «Балерина», рассказывает о затянувшемся периоде сепарации безработного 40-летнего мужчины от пожилой матери. Вот уже много лет он только и делает, что размышляет о смерти и мечтает о переменах. Мать же, в свою очередь, тоже не горит желанием отпускать сына, хоть и постоянно говорит ему о необходимости изменений. 

Вторая новелла, «Гейша», посвящена сиделке Лере, которая ухаживает за тяжелобольным переводчиком аниме Хаяо Миядзаки. Каждый день она ездит в его маленький уютный деревенский домик и помогает мужчине закончить дело всей его жизни. Друг в друге они находят то, в чем больше всего нуждаются прямо сейчас, — поддержку и опору. Даже несмотря на огромную разницу в возрасте. 

«Чувства» — еще один дебют в основном конкурсе, причем образцовый. Он создан выпускницей Московской школы нового кино Викторией Мокеровой за крохотный бюджет, актеры получили за участие в съемках минимальный гонорар, а финальная версия картины, показанная на фестивале, была фактически кустарной и имела ряд проблем со звуком. 

Однако это не помешало «Чувствам» стать одним из лучших фильмов конкурса. Диалог о смерти и взаимоотношениях поколений, упакованный в две маленькие истории общей длиной в час, тих и меланхоличен, но называть Викторию Мокерову новой Софией Копполой все же пока рано. Хотя рифма с «Трудностями перевода» прослеживается.


«Ровесник», реж. Федор Кудрявцев

Двадцатилетний Гриша расстался с девушкой и был отчислен с журфака. Период неудач затянулся, и парень решил найти ответы на волнующие его вопросы в прошлом. Он наткнулся на историю стартапа 90-х: два друга, будучи его ровесниками, основали небольшую компанию, но не дожили до 2000-х. Гриша пытается разобраться в произошедшем и выяснить в интервью с друзьями стартаперов, чем закончились их приключения.

«Ровесник», как и «Агния», демонстрировался на «Зимнем» вне конкурса — ранее он участвовал в фестивале «Окно в Европу» и получил специальный приз жюри с формулировкой «За путешествие в прошлое с надеждой на будущее» — она описывает дебютную картину Федора Кудрявцева лучше всего. «Ровесник» создан в редком жанре мокьюментари. Резвый клиповый монтаж бурной жизни зумеров перемешивается с покоцанной найденной пленкой 90-х и записанными в 2020-е псевдоинтервью участников событий, сыгранных звездами российского кино: Александром Яценко, Даниилом Спиваковским и Анной Михалковой. 

Несмотря на очевидные различия эпох, ровесников настоящего и прошлого роднит жажда приключений, мечты и отсутствие страхов. За это можно поплатиться, но молодость прощает ошибки — пусть и не всем.