Призраки, кровь и современные технологии: 5 знаковых j-хорроров | Кино | Time Out

Призраки, кровь и современные технологии: 5 знаковых j-хорроров

Анастасия Лабурец   19 июля 2022
5 мин
Призраки, кровь и современные технологии: 5 знаковых j-хорроров
Фото: Depositphotos

19 июля мастеру J-хорроров Хидэо Накате исполняется 61 год. Режиссер подарил поклонникам фильмов ужасов франшизу «Звонок» и множество представителей жанра, ставших культовыми в Стране восходящего солнца. Time Out вспомнил 5 важных японских хорроров, навсегда оставивших свой след в мировой кинокультуре.


«Звонок» (1998, реж. Хидэо Наката)

Когда речь заходит о j-хоррорах, то в первую очередь на ум приходит лента Хидэо Накаты. Премьера фильма никому не известного режиссера неожиданно пришлась по вкусу западному зрителю и фактически заложила фундамент для современных представителей жанра.

Снятая по одноименному роману Кодзи Судзуки, работа о проклятой видеокассете, приносящей спустя семь дней смерть каждому ее зрителю, отличалась необычными для европейского кино углами съемки, мрачной цветовой палитрой и совершенно неожиданным для кинематографистов того времени финалом. Интерес аудитории подогрел еще и тот факт, что образ матери Садако был списан с женщины по имени Тидзуко Минуфэ. По некоторым данным, она пыталась убедить всех, что владеет даром ясновидения, но ее обвинили в мошенничестве, после чего Минуфэ совершила самоубийство. Прототипом Садако стала девушка с экстрасенсорными способностями Садако Такахаси, а внешность героини была взята из японской мифологии — так называемого духа онре, жаждущего мести.

Кстати, название фильма — Ringu — происходит от английского ring, которое в переводе обозначает не только глагол «звонить», но и существительное «кольцо». Собственно, отсюда и один из знаменательных символов ленты — колодец, из которого вылезает призрак. Эта сцена стала одной из самых пугающих в истории кино.


«Проклятие» (2002, реж. Такаси Симидзу)

Знаменитая франшиза весьма плодовитого режиссера Такаси Симидзу началась с трех короткометражных работ, две из которых («4444444444» и «В углу») дали толчок к созданию своего самого знаменитого хоррора.

«Проклятие», как и «Звонок», — это кайдан, традиционный японский жанр литературы, а позже и кино о духах, так и не нашедших покой. Здесь опять-таки появляется женщина-призрак с черными длинными волосами в белом погребальном платье. Удивительно, что, в отличие от своих предшественников в этом же жанре до 70-х годов, в «Проклятии» злые духи нападают на ни в чем не повинных героев. Стоит персонажам зайти в дом, где когда-то было совершено жуткое убийство, — и им уже не будет покоя.

Фильм завоевал армию поклонников и приобрел статус культового. А кошачий вой, который издает маленький Тосио, до сих пор заставляет многих зрителей съежиться от страха.


10 самых страшных фильмов, которые не являются хоррорами

Time Out выбрал самые пугающие фильмы, которые при этом не надоедают зрителю стандартными приемами из сотен других ужастиков.

Читать статью


«Кинопроба» (1999, реж. Такаси Миикэ)

Жуткая лента Такаси Миикэ, не менее щедрого на производство внушительного количества фильмов, чем его тезка Такаси Симидзу, считается одной из любимых работ Квентина Тарантино. Впрочем, удивляться тут нечему. Начинающийся как история любви фильм резко переключает регистры и становится жестким триллером, после просмотра которого некоторые критики падали в обморок.

Азиатский кинематограф в принципе славится неприкрытой демонстрацией насилия. Шокирующая натуралистичность некоторых сцен вкупе с поистине ангельской внешностью главной героини и особой цветовой палитрой производят на зрителя должный эффект: дурно становится сразу — как в психологическом, так и в физиологическом плане. Раскрывать карты заранее не стоит, но заметим, что фильм сможет удивить даже искушенного синефила.


«Пульс» (2001, реж. Киеси Куросава)

Киеси Куросава привлек к себе внимание фильмом «Исцеление», где качественно проработанный сюжет сочетался с хорошей операторской работой, грамотным звуковым содержанием и абсолютным отсутствием спецэффектов. В 2001 году японский режиссер пошел дальше и выпустил «Пульс», отличающийся уже другой визуальной особенностью — блеклостью цветовой палитры.

Япония и передовые технологии — вещи практически неотделимые. Вот и в этой ленте к началу XXI века призраки научились проникать в мир людей через виртуальную сеть и заставлять всех, кто с ними сталкивается, совершать самоубийства и оставлять после себя странные пятна.

Сами гаджеты, кстати, в ленте злом не являются. Куросава скорее задается вопросом, что видят пользователи, постоянно смотрящие на экран своих смартфонов, насколько они одиноки и подвержены нескончаемой рутине в этом огромном мире.


5 дико красивых хорроров последнего десятилетия

Time Out вспоминает визуально эффектные хорроры, которые умудряются совмещать леденящие душу образы и жестокость с изумительной стилистикой.

Читать статью


«Кайдан» (1964, реж. Масаки Кобаяси)

1964 год для страны восходящего солнца ознаменовался вершиной мистического направления в японском кинематографе. Вышло множество выдающихся лент, а одна из них — работа Масаки Кобаяси «Кайдан» — была удостоена приза жюри Каннского кинофестиваля и номинирована на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Лента состоит из четырех новелл, основанных на историях из собрания японских народных сказок Лафкадио Хирна. Здесь, согласно жанру, присутствуют сверхъестественные существа, но напряжение достигается даже не за счет призраков и их жутких деяний, а с помощью медленно нарастающего напряжения и визуального стиля, отсылающего к работам немецкого экспрессионизма.

Подчеркнуто театральные декорации вкупе с зачаровывающей музыкой придают повествованию сказочное, но вместе с тем зловещее звучание, а зритель как завороженный ждет, чем закончится каждая из историй.