Режиссер театра «ОКОЛО дома Станиславского” Юрий Погребничко:Театры оправдание жизни мэра города»
Видимо, кого-то ужасно раздражает факт существования маленького театра в самом центре Москвы, в Вознесенском
переулке, на задах мэрии.
Мне трудно обвинять кого-то конкретно. Пять лет назад был установлен факт поджога. Кому был выгоден пожар? Одни говорили, что нам: мол, теперь театру новое здание построят. Как видите, ничего подобного не произошло. По соседству с нами хотели расселить пятиэтажный дом, жильцы которого отказывались переезжать. А после пожара выехали мгновенно. Дом, кстати, давно реконструирован: построены шикарные апартаменты, хотя в подвальном помещении до сих пор располагаются наши вспомогательные службы…
На месте жильцов я бы тоже убралась из опасного места.
Поджигателей, конечно, не нашли. Но все пять лет мы жили надеждой на восстановление, играли на малой сцене, которая
совершенно с точки зрения пожарной безопасности для этого не приспособлена — там нет даже второго выхода. Мы договаривались с пожарниками только потому, что обещали устранить все нарушения при реконструкции. Отменяя свое же постановление, мэрия Москвы фактически вынуждает нас закрыть театр. Пролоббировал ли кто-то это решение — не знаю.
Одним театром меньше — велика беда, думают чиновники…
Театры нельзя закрывать, потому что они улучшают экологию города. Что вечерами московские мигранты делают? Пьют? Пусть пьют, но театры их уравновешивают. Создается здоровый баланс. 20 лет назад я был в Нью-Йорке. Когда мы захотели погулять ночью по Бродвею, служба безопасности нам категорически это запретила. Мы, конечно, не послушались. Еще нам говорили, что если даже днем к нам подойдут и попросят денег — лучше иметь наготове 5 долларов: проще отдать. Тогда процесс восстановления Бродвея только начинался. Сегодня там гулять безопасно. Так что театры способствуют и безопасности в городе. Хорошие спектакли они ставят или плохие — второй вопрос, надо, чтоб их было много. Конечно, лучше, если хорошие. В этом смысле задача мэра — чтобы в городе работало как можно больше театров, ставились спектакли, шли репетиции. В этом оправдание его жизни. Как, например, оправдание моего существования — в моем театре и моих спектаклях.
Вот уж о театрах Лужков думает в двадцать пятую очередь…
Он же умрет, как любой человек. Спустя годы люди будут говорить: «Вот этот театр построил Лужков, и этот, и тот». А то, что он дома понастроил, — никто и не вспомнит.
Сталин же остался в истории Москвы своими высотками…
И ни одного театра не закрыл. Вообще советская власть в этом смысле была очень даже не дура. Известно ведь, что Ленин три или четыре дня думал, прежде чем подписать декрет об отделении церкви от государства. А потом сказал: «Я придумал, что заменит церковь — театры». И в каждом захолустном городишке был открыт свой театр.
Но сейчас-то действительно кризис и на культуру денег нет…
Но не только же едой жив человек! Пять лет назад за нас вступились уважаемые во всем мире люди, возможно, и это повлияло на решение мэра восстановить театр. Я совершенно не уверен, что Юрий Михайлович в курсе нынешнего решения, думаю, что постарались чиновники среднего звена, получившие приказ сократить бюджетные расходы. Они-то, возможно, вообще про наш театр не слышали, им по барабану, у кого деньги срезать. Я только знаю, например, что деньги, отведенные на строительство нового здания мэрии, не сократили ни на рубль. Но дело-то даже не в этом. Я понимаю, что у них кризис. Но! Проведены предпроектные работы, получены согласования всех инстанций — это кропотливая работа, которая должна быть оплачена согласно контракту. Когда появятся деньги в бюджете, тогда и будем двигаться дальше.
Если бы они просто отложили финансирование на время! Сейчас же чиновники хотят сделать вид, что ничего не сделано, и все спустить на тормозах. Какая-то фантастическая бесхозяйственность. Понятно, что фирма, которая выполнила все работы, подаст в суд. Выиграет его, получит свои пять миллионов рублей, которые просто спишутся. Нам же надо начинать все сначала — пять лет работы псу под хвост.