Рэпер Descartes: «На музыке трудно заработать»
— Когда ты первый раз положил свои стихи на музыку?
— Хм… Кажется, лет пять назад. Я тогда попробовал в программе Hip-hop Ejay работать. В ней есть готовые сэмплы, их просто составляешь, получается музыка — и будто бы сам сделал. Ну, на самом деле, бред, конечно, но вот так начинал. В этой же программе я записывал голос — а о существовании других и не подозревал. Серьезно рэпом я занялся года три назад.
— Как собралась твоя первая команда Fish Bones?
— Создать Fish Bones — это была идея Леши Shorty. Я познакомился с ним на форуме, он предложил попробовать вместе записаться и пригласил домой меня, фактически незнакомого человека. Результат — трек «Сколько раз». Мне и сейчас за него не стыдно. Третий участник группы Maestro KoT родом из другого города, в Омск приехал учиться. А наша вокалистка Маша May училась с Shorty в школе.
— Почему вы вместе выпустили всего три трека?
— Чтобы коллектив жил долго, нужно, чтобы люди одинаково мыслили, а у нас были разногласия вплоть до выбора новой темы: кто-то не хотел про это писать, кто-то хотел, у кого-то просто не писалось. У меня такое бывало: мне тему дадут, а я не хочу и не могу…
— А о чем у тебя не получалось писать?
— Трудно так конкретно ответить. Думаю, все от настроения зависит: если плохо себя чувствую, я не смогу написать что-нибудь веселое… Еще я не пишу про то, чего не знаю. Допустим, я не был в Египте — и хоть и видел его по телевизору, но ощущения присутствия-то не смог бы передать… Есть исключения, впрочем: шуточные треки или треки с баттлов. Тут я, понятно, могу дать волю фантазии.
— И что изменилось в твоем творчестве, когда ты начал выступать сольно?
— Плюсы того, что человек творит один, — это отсутствие рамок. Когда начинаешь организовывать группу, неизменно появляются какие-то ограничения, за пределы которых не можешь выйти. Но и у работы в команде есть свои преимущества: разные подходы, разные голоса. Мне друг говорит: «Делай группу!.. Я люблю слушать группы! А то когда сольно человек поет, нудно, надоедает».
— Ну, значит, совместки ты точно пишешь?
— Ну да, бывают периодически. В сентябре я выпустил микстейп — там есть совместки с тем же Shorty, Slash’ем, которые сейчас в The Legendz, Курилом, Wisher’ом и другими ребятами из разных городов России и из Казахстана. Микстейп называется «За солнцем», в нем 16 треков. Это моя первая большая работа.
— А сейчас над чем работаешь?
— Ничего серьезного, грандиозного я с тех пор не предпринимал. Так, по мелочи пишу что-то. Последние полгода я вообще не занимался особо музыкой, только вот летом снова активизировался. В паре вечеринок поучаствовал в качестве специального гостя — во Freestyle Battle в XL 6 июня и на Street Fest у «Лайнера» 27 числа.
— А чем занимался эти полгода? Учился?
— Нет, работал. Учиться хочу осенью пойти: буду в ОмГУ поступать на социально-культурную деятельность факультета культуры и искусств.
— Хочешь с музыкой связать жизнь?
— Ну не то чтобы с музыкой… Я просто человек такой, что не могу делать что-то монотонное. Мне нравятся творческие профессии.
— А рэпом в Омске можно зарабатывать?
— Да не, тут, по-моему, больше тратишь, чем получаешь. Трудно вообще заработать музыкой, если нет спонсоров. Вот смотри: если ты не пишешь музыку сам, тебе нужно купить инструментал. Цена нормального минуса начинается от 3000 руб. и доходит до 15 000. Стоит денег и собрать собственную студию дома либо ходить к кому-нибудь записываться за деньги.
— А ты покупал инструменталы?
— Нет, мне с этим Shorty помогает: он занимается как раз тем, что пишет музыку и продает — и даже хорошо на этом зарабатывает. А мне иногда предлагает почитать под свои минусы. Он, кстати, вообще много для меня сделал — это первый человек от хип-хопа, которому я могу сказать спасибо. Мало того что он помог начать, он и сейчас приглашает меня выступать на вечеринках — на тот же Freestyle Battle позвал вот…
— Слышала, ты и сам участвовал в баттлах?
— В интернет-баттлах. Это несколько другое, нежели фристайл.
— А в чем их суть?
— Кто-то организует баттл на сайте или форуме, собирает судей. Дается тема, допустим, «Велосипед», и сроки — скажем, 5 июля. Вот до 5 июля ты должен написать трек на тему «Велосипед», залить в Интернет и выложить ссылку на этот форум. Лучших отбирают для следующего раунда. И так далее, пока не останется только победитель.
Крупнейшие баттлы проводит hip-hop.ru — там самые именитые судьи, самый большой призовой фонд был, пока не появился InDaRnB — там сейчас, по-моему, вообще 120 000 фонд. В таких масштабных битвах заявляются до 6000—7000 человек.
Раньше я участвовал в подобном, сейчас забил, потому что все это не кажется мне объективным.
— А ты выигрывал когда-нибудь?
— В таких масштабных баттлах, как на hip-hop.ru, я доходил только до второго раунда — конкуренция большая. Но попасть в число шестисот человек из 6000 тоже ведь маленькая победа. А выигрывал в омском баттле год-полтора назад. На сайте, который так и назывался — Omskbattle.com. Сейчас он, по-моему, закрыт.
— Победа что-нибудь дала тебе?
— Да нет, в принципе. Я так, ради интереса участвовал. По большей части их проводят для людей, которые хотят заявить о себе. А меня на тот момент уже знали.
— А до этого в твоей жизни были баттлы?
— Да много было, с переменным успехом получалось. В первом омском я другу специально проиграл в полуфинале: я не сдал свой материал, более того, еще и записался на его треке.
— Его это не оскорбило?
— Да не, с чего бы… Он хотел побеждать, а мне это не нужно было.
— Кто друг-то?
— Ryav. Он, по-моему, тогда выиграл. А вот во второй раз я уже решил дойти до конца. А фристайл-баттлы — это не моя тема. Не умею, никогда особо не увлекался.
— А вообще есть ли что-то такое, что ты хотел бы уметь делать, но пока у тебя не выходит?
— Хотел бы научиться писать музыку. Но мне не хватает для этого музыкального образования. Еще не помешала бы усидчивость. Уважаю людей, которые сводят треки: сидят и обрабатывают твой голос часами, выравнивают его, по нескольку раз каждое слово, предложение переслушивают. Не знаю, как у них терпения хватает.
— Кого бы ты особо отметил в этом плане?
— Ну вот, допустим, микстейп мой весь сводил и полностью записывал D.D.Mass. За что ему спасибо большое.
— Леш, ты полгода не был в рэпе, наверняка же что-то сравниваешь, оцениваешь. Можешь выделить какие-нибудь тенденции, свойственные омскому хип-хопу сегодня?
— На самом деле я не могу судить по двум вечеринкам. Хотя, на мой взгляд, уровень развития хип-хопа в Омске очень низкий. Я не знаю, с чем это связывать. Команды есть, безусловно, — тот же «Сибирский синдикат». А что тормозит общее развитие? Да сами люди. Тем, что ориентируются на необъективные оценки своего творчества. Стоит выкладывать треки не «Вконтакте» у себя на странице, а куда-нибудь на независимый сайт вроде hip-hop.ru, где зарегистрировано огромное количество человек. Конечно, комментов будет меньше, зато оценка незаинтересованных людей объективнее. Я так и делаю.
— А было такое, что тебя так жестко комментировали, что даже обидно было?
— Да вроде бы нет. Я не воспринимаю только неконструктивную критику: когда человек говорит «г.вно» и не может объяснить почему. А когда люди нормально, объективно оценивают, говорят, где и что плохо — я не обижаюсь.
— То есть разочарований больших у тебя не было в творчестве?
— Разочарования были от вечеринок. Я вот раньше выступал везде, теперь делаю это выборочно. Многие сейчас могут подумать, что я себя звездой возомнил, что такое говорю, но на самом деле мой выбор зависит от звука. На вечеринке с плохим звуком, микрофонами читаешь, срываешь голос — а получается ерунда.
— Ну а как заранее можно знать, какой будет звук на вечеринке?
— Это от клуба зависит, от аппаратуры и не в последнюю очередь от людей: звукорежиссера, диджея.
— Рэп для тебя только увлечение?
— Пока да. Конечно, хотелось бы зарабатывать деньги тем, что нравится. Но сейчас в Омске двигаться некуда. А людям нужно видеть, к чему можно стремиться.
— А в Москве, например, к чему стремятся? И чего не хватает в Омске?
— По-разному бывает же: деньги, слава… кому-то просто нравится делать рэп, а его начинают слушать. А в Омске чего не хватает? Наверное, помогли бы показательные вечеринки с командами, у которых уже есть опыт хороших выступлений. Вот как раньше Никита IceNi делал вечеринки в XL. Он приглашал тех, кого считал лучшими в Омске, плюс приезжали иногородние гости. Аншлаги были всегда.
— То есть проблема омского хип-хопа только в нехватке качественных вечеринок?
— В общем, да, но есть еще одна вещь. Правда, она не только Омска касается, а русского рэпа в целом. В рэпе постоянно идет смена поколений, так что многое зависит еще и от молодежи — она сегодня какая-то неопределившаяся. Народ приходит и уходит, мало тех, кто остался в культуре надолго. Это еще и от менталитета русского зависит: если ты занимаешься рэпом в 25 лет, значит, ты ребенок.
— Ну да, вроде как не будешь же этим заниматься до 60…
— Да! А вот казалось бы — почему нет? Буду!