Другая магия
Есть тысяча и один неэффективный способ поставить себя в оппозицию Гарри Поттеру, но эффективным оказывается лишь тысяча второй — исчерпать все удовольствия от Поттера и переключиться на удовольствие от чего-нибудь другого. Следуя этой мудрой тактике, мы составили срочный список фантастических романов, трилогий и тетралогий, чьи авторы тоже озабочены проблемами воспитания подростков, но без участия пресловутой магии. И также срочно нуждающихся в экранизации.
«Vita nostra» Марины и Сергея Дяченко
Подростка Самохину посредством наглого шантажа заставляют распрощаться с мамой и поступить в подозрительный Институт новых технологий, находящийся в провинциальной дыре у черта на куличках. В принципе, все наши рекомендации можно прямо сейчас исчерпать одной лишь этой книгой, и кто искал концептуальную и художественно состоятельную альтернативу поттериане — то вот она. И мы не шутим.
По форме это классическое фэнтези воспитания-взросления про ребенка, угодившего в школу магии, но
1) с поправкой, что заведение работает по уставу отечественного ВУЗа со всей сопутствующей мифологией, ритуалами и безобразиями — общежитием, славянским промискуитетом, сессиями, попойками и пр.;
2) собственно «магия», представляет собой лишь частный и, прямо скажем, не самый интригующий случай того, чему здесь обучают на самом деле;
3) книга представляет собой развернутую иллюстрацию известного тезиса поэта Бродского о человеке как части речи.
Более точную формулировку придется искать у НЛП, квантовой теории информации и философии номинализма, поэтому ограничимся простым наблюдением, что прочитавшие книгу до сих пор пребывают в состоянии ментального ступора — приятный эффект, на который они явно не рассчитывали.
Экранизация:
Не очень понятно, как средствами кино можно изобразить работу «текстового модуля», производимую в голове Самохиной, но без этой штуки «Vita nostra» не заработает в зрительских мозгах точно. Впрочем, если средства отыщутся, то мы за великое искусство кино будем только рады.
«Игра Эндера», Орсон Скотт-Кард
Пацаненок Эндрю попадает в космическую элитную учебку, где по довольно суровой технологии готовят полководцев для сдерживания жучков-инопланетян. Из мальчика вырастает муж, который лучше всех умеет применять боевые навыки. Но не хочет. И есть на то причины. Орсон Скотт-Кард, активный борец с легализацией однополых браков, сочиняет эпические маскулинные истории о воинской доблести грядущих времен (не очень, кстати, отдаленных — действие происходит в 22 веке).
Грядущие времена жестокие, отлично, с кровью, детализированные, но если вы хотите, чтобы из вашего оболтуса выросло существо с золотым сердцем и уверенное в своей гетеросексуальной ориентации, то «Игра Эндера» вашему оболтусу только поможет. И никаких расслабляющих волю волшебных палочек.
Экранизация:
За маскулинной доблестью грядущих веков принято идти к старику Хайнлайну, но если киношники доберутся до «Игры Эндера» и не ударят в грязь лицом, все недоросли будут от фильма в полном восторге. Первая попытка экранизировать мир Эндера окончилась неудачно: Вольфганг Петерсен покинул проект, вслед за ним его покинул и Скотт-Кард, отказавшийся уродовать роман «голливудскими зелеными экранами».
Владислав Крапивин, цикл повестей «В глубине великого кристалла»
Голографический мультиверс в форме многомерного кристалла. Аномальные интерзоны. Параллельные миры и дети-сталкеры… Список можно продолжить и «Тенью каравеллы», и «Голубятней на желтой поляне», и «Мальчиком со шпагой» и… да много чем еще. Крапивин — наш главный козырь, когда заходит речь о том, каким отечественным, и не только, литератором, умеющим правой рукой прививать спиногрызам разумное, доброе и вечное, а левой показывать им фокусы, можно крыть, не блефуя и передергивая, раскрученную франшизу Джоаны Роулинг.
Экранизация:
«Мальчик со шпагой» был экранизирован на телестудии «Орленок» в 1975-м, но картина считается утраченной. По Крапивину на самом деле сделаи много фильмов, но народная память ни один не сохранила. Даже недавний ТВ-сериал, сделанный в 2008-м. Крапивин — классический казус самородка, которому не хватает хорошего маркетинга. И хорошего продюсера. Во всяком случае, на этой грани Великого Кристалла не хватает точно.
«Трилогия Реки» Пола Макоули
Умный сирота-подросток благородных кровей, сплавляясь вниз по течению великой, но мелеющей реки, обретает новых друзей и новых врагов — тайных и явных, взрослеет, осознает себя, и становится спасителем мира — гигантского космического артефакта, созданного таинственной расой Хранителей, населивших искусственный мир генетическими конструктами — людьми-зверьми… Гремучая смесь из фэнтези и футуризма, идей Джина Вулфа, «Умирающей Земли» Джека Вэнса, «Мира Реки» Филиппа Фармера и мнго чего еще. Для подростков, мучаемых жаждой авантюр и манией величия, лучшего приключения не придумаешь. Фантастически увлекательное чтение с сильным воспитательным эффектом. Одна из лучших книг британской фантастики новой «новой волны».
Экранизация:
В эпоху, когда спецэффекты были еще модными, экранизация «Трилогии Реки» перекрыла бы расходы на двадцать фильмов про Гарри Поттера. Сейчас ее можно снимать на видео без всякого зеленого экрана, путешествуя по разным экзотичным странам, по которым протекают большие реки.
Четырехтомник «Книга Нового Солнца» Джина Вулфа
Под специфические «поттерианские» параметры подходит только первая книга великой тетралогии «Пыточных дел мастер»: остывающее Солнце, Земля сверхотдаленного будущего, которую называют Урт, маленький подмастерье на побегушках у аутсайдерского Ордена, квартирующего в башне из руинированного звездолета, готовится стать профессиональным палачом. В финале он тоже станет спасителем всего, заново раскочегарив умирающее Солнце, но для этого надо прочитать все четыре тома, что полностью выключит вас из реальной жизни дня на три.
Экранизация:
Ни одно из произведений Джина Вулфа, которого чуть ли не каждый уважающий себя британский или американский автор, что можно легко проверить в «гугле», спешит обозвать самым великим современным писателем, творящим на английском языке, не экранизированно. Впрочем, глядя на книги солнц, вспоминать про двухчасовой аттракцион в темной комнате с дурацкой кинобудкой уже, положа руку на сердце, не хочется. Не экранизировали — оно и к лучшему.
«Дочь железного дракона» Майкла Суэнвика
Еще один гремучий коктейль, на этот раз из жанра «подземелье и драконы», романа воспитания, фэнтези для девочек с эльфами и, внимание, киберпанка, даром, что взбалтывал коктейль один из ранних энтузиастов этого славного направления в фантастике Майкл Суэнвик. Из пары чешуек кибер-дракона Меланхтона через несколько лет родится нео-мифотворец Нил Гейман, тоже большой мастер по составлению жанровых коктейлей, но уже не таких забористых. Второе отличие от Геймана — «Дочь железного дракона» можно рекомендовать для чтения детям, хотя вероятность, что из ребенка, впечатленного этой книгой, вырастет угрюмый гот, все же остается.
Экранизация:
Переносить «Дочь железного дракона» на экран рано: члены профсоюза цифровых халтурщиков еще получают свои зарплаты, и в их умелых ручках дракон Меланхтон, жужжащий сервоприводами и отдающий смазкой, просто сдохнет. Подождем, когда его вздумает собрать из металолома и папье-маше какой-нибудь наглый новый Терри Гиллиам.
«Хранитель времени» Дэвида Зинделла
Вот еще один футуристическо-педагогический эпос про парня, желающего знать, что хорошо, что плохо, научиться хорошему ремеслу, полюбить удивительную женщину, обрести настоящего друга и совершить подвиг. Парень учится в школе пилотов, использующих вычислительную мощность своих мозгов, чтобы прокладывать маршруты звездолетов в многомерной изнанке Мультиверса. Никто еще не возвращался из района интенсивного звездообразования под названием Твердь, но он туда слетает и вернется, чтобы раскрыть вселенский заговор начальника этого заведения. Шикарные описания математических полетов к звездам составляют главное волшебство романа, по сравнению с которым гала-концерт всех фокусников из «Гарри Поттера» покажется унылым пустырем.
Экранизация:
В принципе, с рубежа 80-х, когда был написан роман, технологии эволюционировали достаточно, чтобы сделать по «Хранителю времени» приличную воспитательную космооперу. Осталось только, чтобы до космооперы доросли продюсеры.
«Теплица» Брайана Олдиса
Удивительная «Теплица» Олдиса скроена не совсем по поттеровскому чертежу, поэтому включаем ее в список с некоторыми оговорками. Как бы то ни было, смелых пигмеев будущего ждут не менее чудесные испытания, чем очкастого британского тинейджера: Земля перестала вращаться, одна ее половина погрузилась в вечную тьму, другая превратилась в парилку с джунглями из разросшегося дерева баньян, Луну покрыли лужайки для гольфа, а между двумя небесными телами стали курсировать большие космические пауки. Повзрослевшая на миллиарды лет человеческая раса вновь стала детьми, воспринимающими мир как чудо. То есть любую его часть без исключений. И без волшебной палочки. Атрибуировать выращенную в «Теплице» магию также трудно, как восстановить язык Адама и Евы, придумываюших обозначение для бабочки. Да и неизвестно, чем точно удобряли свою магию эти британские фантасты «новой волны», экспериментировавшие с расширением сознания. В любом случае «Теплица» — произведение магическое и поучительное. А это, кажется, вполне уже гаррипотеровская теплица.
Экранизация:
Какие-то споры из «Теплицы» занесло в ядовитый лес «Навсикаи из Долины ветров» Хаяо Миядзаки. Но до полноценной экранизации ждать придется, наверное, столько же, сколько до лунных полей для гольфа.
«Эмфирион», Джек Вэнс
Великого труженника фантастического жанра Джека Вэнса постигла бы та же судьба, что ждала и Филипа Дика, не экранизируй Ридли Скотт «Снятся ли андроидам электроовцы» — почетное прозябание на полках собирателей гениального палп-фикшна. Вэнса пока не экранизировали, но его «Блейдраннером» стало 45-томное ПСС, изданное группой серьезно настроенных энтузиастов и показавшее городу и миру, с какой внушительной литературной величиной мы имеем дело. Кое-что издано уже по-русски, часто методом тыка в список из 60 романов с хвостиком, попадаются тут и вещи проходные, но есть и безусловные шедевры, как «Эмфирион» — про подростка-аутсайдера, который изменит судьбу целой планеты, раскрыв путем постепенного самообучения тайну ее прошлого.
Экранизация:
Пока единственная возможность увидеть мир Вэнса на большом экране — грядущая экранизация Скоттом Дериксоном «Гипериона» Дэна Симмонса, на которого Вэнс сильно повлиял.
Трилогия «Горменгаст», Мервин Пик
В планах Мервина Пика было создать грандиозную эпопею взросления в жанре «манерной готики» и сюрреалистического фэнтези (хотя точный жанр в случае с творениями Пика определить довольно сложно), но болезнь и смерть автора помешала довести дело до конца: в свет вышли всего три тома, которые, строго говоря, не задумывались как трилогия, притом первый заканчивается, когда главному герою Титусу Гроану исполнилось всего полтора года. Действие происходит в Замке Четырех Миров, откуда вышло так много современных сказочников и сказочниц, что их перечислением пусть лучше занимаются другие. Самое удивительное тут не это, а что для достижения эффекта волшебства сам Мервин Пик ни разу не прибегает к магии!
Экранизация:
Неоднократные попытки экранизировать «Горменгаста» предпринимало BBC (в первой попытке участвовал даже Стинг), но все прекрасно понимают, что это совсем, совсем не то, что требуется.
По материалам www.film.ru