Итоги театрального сезона | Театр | Time Out

Итоги театрального сезона

Елена Груева   24 июля 2009
6 мин
Итоги театрального сезона
Прошедший сезон подарил нам три чудесных спектакля.

Рассказы Шукшина


Театр Наций

В. Шукшин. Режиссер А. Херманис. В ролях: Ч. Хаматова, Е. Миронов, Ю. Свежакова


Главное событие сезона. Откровенный мейнстрим, но без капли конформизма. Искренне, мастерски, стильно, потому всем и интересно. Латышский режиссер Алвис Херманис не стал заигрывать с «рассейской» аутентичностью и оплакивать тяжкую народную долю. Он смело (а сегодня быть позитивным в искусстве — потрясающая смелость) восхитился витальной мощью шукшинских персонажей и дал актерам возможность сыграть их истории как про себя самих. Что они с нескрываемым восторгом и делают. Time Out Москва не раз и по разным поводам описывал Евгения Миронова, Чулпан Хаматову, Юлию Свежакову в этом спектакле. Что режиссер Херманис на репетициях сделал с такими состоявшимися актерами, уже сыгравшими в своей жизни не одну замечательную роль, вряд ли кто-нибудь узнает, но они с такой жадностью «пируют» всеми своими умениями, эмоциями и чувством внутренней свободы, будто первый раз на сцену прорвались. И при этом ни на мгновение не «затмевают» своих куда менее опытных партнеров, которые тоже хороши, каждый по-своему.


Спектакль уже получил три премии «Хрустальная Турандот» (спектакль, Ч. Хаматова и Е. Миронов), стал главным претендентом на «Золотую маску», имеет аншлаги уже до ноября следующего сезона и кучу приглашений на мировые гастроли.



Про всех падающих


«Около дома Станиславского»

С. Беккет. Режиссер А. Левинский. В ролях: Н. Позднякова, А. Егоров, И. Сигорских


Интеллектуальный театр во всей своей красе. Умный, тонкий, ироничный и элегантно поставленный. На массового зрителя не претендует, но крохотная сцена театра «Около», конечно, всех желающих не вмещает. Есть в Москве все-таки любители настоящего искусства, что бы ни думали себе зрители «Аншлага». Режиссер Алексей Левинский — лучший в России интерпретатор абсурдиста Сэмюэля Беккета. Для нынешней премьеры малоизвестной у нас радиопьесы Беккета «Про всех падающих» Левинский вместе с сыном сделал новый перевод, стараясь избежать литературности и подчеркнутой «ирландскости» прежнего. Национальные приметы излишни в истории про то, что каждый из нас одинок, но одиночество — единственная защита от безразличного и чуждого мира. Недаром старина Дэн (Анатолий Егоров) признается, что, когда ослеп, ему жить стало легче. В этом спектакле все отдельно: рисованные картинки Виктора Архипова — на черном экране, натуральные звуки сельской действительности — на фонограмме. Только актеры на пустой сцене существуют в сложном и чутком друг к другу ансамбле.




Жизнь удалась



Центр драматургии и режиссуры, Театр.doc

П. Пряжко. Режиссеры: М. Угаров, М. Гацалов. В ролях: А. Егорова, Д. Воробьев, К. Гацалов


Наконец «новая драма» впервые за последние сезоны представила действительно интересные спектакли в рамках проекта «Новая драма на новой сцене». И «Соколы» Валерия Печейкина, и «Экспонаты» Вячеслава Дурненкова, и «Жизнь удалась» Павла Пряжко — настоящие пьесы, а не очередные записанные диалогами репортажи или попытки запоздалого эпатажа. Режиссеры Михаил Угаров и Марат Гацалов и вовсе увидели в тексте Пряжко поэму о потерянном поколении, приспособившемся жить, не обращая внимание на чужой и безразличный к нему мир, а заодно и на все его ценности. У четырех героев Пряжко жизнь удалась уже потому, что им ничего от нее не нужно. Они трахаются на матах в школьном физкультурном зале, и им этого пространства хватает. Они не знают пределов, потому что не собираются их достигать. Они никуда не стремятся. Использованный в спектакле прием читки ролей с листа дает молодым актерам необходимую дистанцию, чтобы поиграть своеобразной мелодикой матерных диалогов, наблюдая с умной иронией за этой новой генерацией незамороченных потребителей жизни.


Лучшие роли сезона


Главным достоинством спектаклей, которые мы сочли лучшими, стали отлично сыгранные роли. Но и в других постановках прошедшего сезона были безусловные актерские удачи.


Васили Бочкарев — Протасов, «Дети солнца», Малый театр


Тонкий, умный актер сумел сыграть очень жестко, даже безжалостно, но очень мягкими средствами. Ни ноты сатиры или обличения. Вся бездонность наивного эгоизма его героя проступает исподволь, не мешая зрителям любить его. Протасов Бочкарева — обаятельнейший, доживший до седин беззаботный дитятя, привыкший ко всеобщему обожанию и ежесекундной опеке. Он со всеми мягок и приветлив, но постепенно начинаешь понимать, что он попросту никого не замечает. Он чувствует себя носителем света и сокровенного знания, любит и умеет поговорить о человечестве, о том, что каждый — дитя солнца. Но конкретные живые люди нужны ему только для того, чтобы чаю налить, смастерить печку для его опасных опытов, ну и внимать восторженно его прекраснодушию.


Евгения Глушенко — Меланья, «Дети солнца», Малый театр


Партнерша Бочкарева по спектаклю использует тот же прием, только с точностью до наоборот. Свою героиню — втюрившуюся в Протасова невежественную вдову разбогатевшего мясника Меланию — она играет смачно, жирно. Белое каре «модного» парика с будто приклеенной к нему шляпкой облепляет мордатое лицо безо лба. Пальто со стразами натянуто, как на тумбу. Мерзко-резкий голос, хваткие руки, привыкшие туши таскать. Это существо отталкивает сразу и, казалось бы, навсегда. И лишь постепенно начинает проявляться совершенная беззащитность этой бабищи пере впервые нахлынувшей нежностью. Она не только способна любить, она способна простить, что ее не любят.



Ольга Бешуля
— Агафья Тихоновна, «Женитьба», театр «Около дома Станиславского»


Уникальная простодушная и светлая органика этой актрисы — необходимейшая краска в строгой, стильной, исполненной горькой иронии палитре режиссера Юрия Погребничко.
Злоключения запутавшейся в женихах, а потом брошенной прямо перед венчанием невесты она переживает во весь размах девичьего ужаса, который легко сменяется любопытством ко вновь открывшимся обстоятельствам. Она всегда забавна, но никогда не жалка. Такого живительного безрассудного оптимизма больше сегодня нигде не сыскать.



Дмитрий Павленко
— Кречинский, «Свадьба Креинского», театр им. М.Н. Ермоловой


Молодой актер в отточенном спектакле режиссера Алексея Левинского сумел сыграть породистого игрока, способного идти ва-банк, глазом не моргнув, хладнокровно ставить на кон чужие жизни, использовать понятие о чести лишь как одну из карт своей крапленой колоды. Да так сыграть, чтобы зритель увлекся творимой им интригой, стал его болельщиком, забыв на время о неизбежной трагедии невинных людей, ставших пешками в его игре.