Выставки. Главные события осени
Тенденции
За последнее время объявлено несколько долгоиграющих проектов, почти все — на государственные деньги: ГЦСИ превратится в Музей современного искусства с международной коллекцией, Stella Art Foundation прорабатывает проект частно-государственного партнерства с прицелом на гараж Мельникова на Новорязанской улице. Сроки фигурируют серьезные — 2014, 2015 примерно к столетию «Черного квадрата» с одновременным выходом отечественного искусства на мировые позиции. Чуть быстрее к следующей осени на месте АРТстрелки возникнет образовательный проект с собственным выставочным залом и приглашенными зарубежными преподавателями.
Дефицит больших выставочных пространств ликвидирован, теперь на всех не хватает галеристов, кураторов и художников. А главное — денег.
Слухи о планировавшихся открытиях проектов, подобных Винзаводу, рассеиваются. Все действующие в современном искусстве лица обзавелись помещениями, новые лица встречаются еще реже, чем в 1990-х. Выставочные залы, о которых недавно еще мечтали — на Винзаводе, на Красном Октябре, на заводе Манометр не могут составить программу не то что на год, даже на пару месяцев вперед. Все желающие дамы уже обзавелись центрами и галереями, единственным серьезным ресурсом стало новое поколение.
Небольшие галереи продолжают открываться — в двух из трех инициатива принадлежит художникам.
Площадка «Старт», успешно продвигающая молодых на Винзаводе, чуть не каждый месяц радует проектом нового молодого таланта — работы Сергея Огурцова, Евгения Антуфьева, Евгения Дедова, дуэта Milk&Vodka заметны даже на сильном винзаводовском фоне.
Рынок едва держится за старые цены, воспоминания о недавних рекордах и надежды на лучшее.
Лучшее всего себя чувствует дорогой сектор — аукционы корректируют цены, число продаж снижается, но каждый новый стук молотка подтверждает — художественный рынок жив, будет жить и чувствовать себя неплохо. По крайней мере до тех пор, пока другие финансовые механизмы вроде недвижимости демонстрируют низкую надежность.
Среди музеев лучше всего себя чувствуют те, где искренне любят спонсоров, а планы строят заранее. В других заведениях серьезные денежные проблемы.
Долгие планы никто не строит.
Практически все художники, кураторы и галеристы заняты Третьей московской биеннале, которая пройдет этой осенью.
Галерея ArtBerloga на Винзаводе
Начинающий галерист, студент второго курса Финансовой академии Михаил Овчаренко совсем не собирается по примеру многочисленных старших товарищей искать новые таланты среди своих ровесников. Участвовать в первой выставке «Fack young» приглашены звезды художественной сцены Константин Звездочетов, Владислав Мамышев-Монро, дуэт Владимир Дубосарский — Александр Виноградов, Дмитрий Гутов и Павел Пепперштейн. Все делают новые работы. «У нас слишком много внимания уделяется молодым, неожиданно считает Овчаренко. Считается, что они должны быть дерзкими, смелыми, модными. А я считаю, что в работах сорокалетних, известных художников больше провокации и задора».
С 21 сентября
Art + Art
На Винзаводе открывается еще одна галерея на месте безвременно ушедшего от нас (а так хорошо начинали) совместного предприятия Дома фотографии Ольги Свибловой и коллекционера Жанны Буллок. Один из кураторов новой галереи художник Георгий Пузенков гарантирует серьезный подход и солидные выставки. Хотя ничего подобного отчаянной Барбаре Крюгер и кривляющимся инопланетянам Тони Оуслера мы здесь уже не увидим. Советник руководителя Винзавода Николай Спайдер так отозвался о новой галерее: «Я люблю, когда художники выступают в качестве кураторов — это открывает новые, нереализованные грани их творческой личности. Поэтому от Art + Art стоит ждать сюрпризов».
Начало октября
Aftergallery
Собственное заведение на Таганке открывает художник Анатолий Журавлев. После внезапного разрыва с галереей GMG Журавлев решил действовать самостоятельно — тем более, что таких как он достойных художников, свободных от обязательств, не сработавшихся с галереями немало. «Aftergallery — это инициатива художников — моя, Вадима Захарова, китайского архитектора Ай Вэй Вэй, а не галеристов, рассказывает Анатолий Журавлев. Это не галерея, а что-то другое, «после галереи» если переводить буквально. Идея в том, чтобы открыть пространство с минимальным бюджетом и максимальным качеством. На опыте своей работы арт-директором галереи я убедился, что спектр возможностей этой деятельности очень ограничен эксклюзивными контрактами художников с другими институциями. А я в этой ситуации могу показывать, что хочу. Это продолжение того, что мы делали на Кельнской художественной ярмарке — художники получили возможность внутри коммерческого события (но без давления подать-продать) сделать проект уникальный случай, и он был воспринят очень хорошо публикой и критикой. В этом месте в небольшом трехэтажном особняке будет выставочный архитектурный зал, книжный магазин, кафе, архитектурное и дизайнерское бюро — что-то вроде клуба, и мы им очень подходим».
Independent Plaza.
Большой Дровяной пер. 20, стр. 2
Выставочный Зал Центра Дизайна ARTPLAY на Яузе
Почти идеальное белое пространство бывшего завода «Манометр» недалеко от Винзавода самые любопытные уже видели летом вместе с экспозицией работ выпускников школы фотографии имени Родченко. Теперь ремонт окончательно завершен, все готово к московской биеннале: Artplay участвует в параллельной программе выставкой произведений учащихся художественной студии ДЭЗ № 5. Образовательный уклон возник случайно, совпадения, как водится, ничего не значат. Впрочем, никакой специальной программы у зала нет — показывать будут, как и прежде, до переезда на Тимура Фрунзе — всего понемножку.
ул. Нижняя Сыромятническая, 5/7
Биеннале
1. «Против исключения»
В отличие от предшественниц, самым интересным проектом этой биеннале должен стать основной. Волшебный куратор Жан Юбер Мартен пригласил 80 художников — в том числе множество звезд, видовое разнообразие поддерживают афганские ковры и произведения традиционного африканского искусства. Главная идея — современное искусство, лишь часть огромного процесса, мостик между прошлым и будущим.
2. Энтони Гормли «Горизонт событий»
Расставленные по всему городу фигуры в человеческий рост стирают разницу между городским пространством и выставочным залом, включают искусство в естественное течение жизни.
3. Мастерская ван Лисхаут «Город рабов»
Модель совершенного города, обеспечивающего себя всем необходимым — от энергии до сферы обслуживания.
Цех Белого и Красного в Центре современного искусства ВИНЗАВОД
4. Пространственная литургия
Куратор Олег Кулик переосмысливает историю отечественного перформанса, как всегда — с полной самоотдачей. Новые версии старых событий.
Mосква, ЦУМ
5. Русское бедное
Выставка, устроенная в Перми куратором Маратом Гельманом, претендовала на то, чтобы изменить взгляд на все отечественное искусство.
Красный Октябрь
Вернуться на главную страницу.