Драмтеатр рассказал о планах на сезон
В ней приняли участие директор Виктор Лапухин, главный режиссер Георгий Цхвирава, замдиректора по репертуару Ольга Никифорова и режиссер первой премьеры сезона — «Метель» Пушкина — Александр Огарев, кстати, в этот день отмечавший день рождения.
— Театр вышел из отпуска 18 августа, — начал Виктор Лапухин. — Но Александр Огарев репетирует с 7-го. Мы договорились, что те, кто занят в его работе (два состава), выйдут раньше. У нас ряд фестивалей, хотели открыть сезон 1 октября, но решили, что премьера откроет его 15 сентября. 6 сентября артисты театра уезжают на фестиваль «Реальный театр» — он, кстати, считается предвестником фестиваля «Золотая маска». Там делаются первые пробные показы. Эксперты потом подробно рассматривают спектакли, которые приглянулись там. Там много зарубежных критиков, продюсеров, журналистов. Мы везем туда спектакль «Дядюшкин сон», покажем его на сцене Театра музкомедии.
«МЕТЕЛЬ» — БУДУЩИЙ ШЕДЕВР
Я считаю, что «Метель» может стать настоящим шедевром, нисколько не утрирую. 21-го мы отправляемся на гастроли в Хорватию. Будем выступать в Загребе на сцене Национального театра и в театре в Новом Загребе со спектаклями «Дачники», «Вишневый сад» и «Фрекен Жюли». Впервые в Европу выезжает Лаборатория современной драматургии Сибири, Урала и Дальнего Востока с драматургами и этюдами.
У хорватов к современной русской драматургии большой интерес. Лаборатория будет работать в последний день гастролей в Хорватской театральной академии. После гастролей будет неделю восстанавливаться «Старший сын», точнее дня три-четыре. Как известно, мы его в прошедшем сезоне почти не играли из-за того, что выпал из состава Евгений Смирнов. И с 1 октября начнется обычный репертуарный показ.
Георгий Цхвирава: После гастролей в Хорватии на камерной сцене режиссер Дмитрий Егоров начнет репетировать пьесу «Экспонаты» Вячеслава Дурненкова, взятой из нашей Лаборатории, такую традицию мы стараемся поддерживать. Я в ближайшие дни начну репетировать «Трех девушек в голубом» Людмилы Петрушевской. Художником будет Эмиль Капелюш, художником по костюмам — Елена Орлова. Премьера планируется в конце декабря, может быть, в январе.
В начале нового года режиссер Александр Кузин из Ярославля на большой сцене будет репетировать «На всякого мудреца довольно простоты» Островского, его премьера — в марте. С его творчеством, кстати, можно будет познакомиться уже на фестивале «Молодые театры России» — это будет московский спектакль «Царь Федор Иоаннович». Параллельно я, скорее всего, на малой сцене с молодежью театра начну репетировать пьесу Александра Архипова «Дембельский поезд» — это современная драматургия. С марта Анна Бабанова приступит к репетициям пьесы Макса Фриша «Санта Крус», премьера которой состоится примерно в мае.
И уже достигнута договоренность с польским режиссером Анджеем Бубенем. Сейчас он главный режиссер Театра сатиры на Васильевском острове в Питере. В июне он начнет репетировать совершенно новую пьесу Лэтса «Август», написанную в прошлом году и тогда же получившую Пулитцеровскую премию. Это история трех поколений американской семьи. Скорее всего, к следующему сезону в репертуаре появится сказка для детей с родителями. Хотим как-то восстановить традицию утренников. Будем играть их по воскресеньям, в каникулы.
В перспективе… В один сезон всего не впихнуть, но в театре работали много главных режиссёров, которые продолжают ставить. И мы ведем переговоры с Владимиром Петровым, Евгением Марчелли, Михаилом Бычковым. Непростые переговоры идут, поскольку человек сильно занят, с Львом Эренбургом. И, конечно, все время будем смотреть молодую режиссуру.
ПОДГОТОВКА К «АКАДЕМИИ» УЖЕ ИДЕТ
Ольга Никифорова рассказала о подготовке к фестивалю «Академия-2010»:
— Совсем недавно прислал письмо Мартин Вуттке, он готов приехать даже не с одним, а двумя спектаклями. Есть договоренность с «Комедии Франсез» о показе «Женитьбы» Бомарше. Думаю, спектакль такого театра с мировым именем будет очень интересен. Я веду переговоры с театром «Пикколо» из Милана, там идет речь о «Трилогии» Гольдони. Это спектакль прошлого сезона, один из самых удачных в Европе. Тот самый Национальный театр Хорватии, где мы будем гастролировать, привезет «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?»
Как известно, был такой фильм с Джейн Фондой. Спектакль потрясающий. Там очень много танцев, потом обостряется драматизм и заканчивается все трагически. Когда поедем, будем подписывать с ними договор. Есть несколько предложений от поляков, может быть, мы решимся принять их все. Это спектакль Варшавского драматического театра, Национальный театр Польши предлагает «Отелло» и Ян Клятте во Вроцлавском театре поставил «Смерть Дантона». Это просто великолепно, мне кажется, он у нас может очень хорошо пройти. На первый фестиваль мы по ряду причин не смогли привезти спектакль Рижского театра по повести Татьяны Толстой.
Сейчас идут переговоры, они уже прислали свои планировки, думаю, мы сможем привезти этот спектакль. Также мы разговариваем с Вильнюсом, режиссером Коршуновасом. Это будет или «Ромео и Джульетта», или, может быть, какой-то новый спектакль. Видимо, «Академия» откроется фестивальным проектом. Это будет совместная работа «Терем-квартета», Алексеева, Дашкевича, Кима. В кино это называлось «Бумбараш», а вообще это «Солдатский реквием». Режиссером, если всёеполучится, будет Александр Огарев. Также я видела в Москве «Хоронько-оркестр», он тоже может выступить на фестивале с каким-либо актером.
Еще одно предложение — Ксения Раппопорт и симфонический оркестр в Питере сделали «Жанну Д`Арк». Это невероятно интересно, масштабно и сложно по исполнению. Если мы все-таки договоримся с нашим оркестром и определимся, как это технически сделать, может быть, пройдет целая музыкальная линия с драматическими актерами. Так что стараемся на каждом фестивале искать свою изюминку. И еще есть предложения от кукольных театров.
Хотим немного сократить продолжительность фестиваля, уложиться в неделю.
Виктор Лапухин: То, что фестиваль состоится — это однозначно, поскольку он вошел в план подготовки проведения 300-летия Омска. Есть постановление премьер-министра России. В следующем году фестиваль пройдет под патронажем областных правительства и министерства культуры, в 2012 — и министерства культуры России. Оно будет и софинансировать фестиваль.
Александр Огарев: Когда я работал в Хорватии, там очень хвалили фестиваль, к ним дошли слухи от Белградского национального театра.
Ольга Никифорова: Слухи-то мы умеем запускать… — Как вы отбираете спектакли на фестиваль? Может, идут какие-то дебаты с директором?
Виктор Лапухин: А со мной дебаты следующие — сколько стоит? (смеется).
Ольга Никифорова: Нет, дебатов у нас нет. В любом случае спектакль, если он явление, это становится известно. Тут только мера ответственности перед омичами — что привозить. Предыдущий фестиваль показал, что нам удалось пригласить спектакли мирового масштаба, которые оказались здесь к месту. Это очень важно — гений места.
Почему Петрушевская? — Оцените, насколько интересно прошла Лаборатория современной драматургии? Координатор Лаборатории Ольга Малинина: Настолько, насколько всегда интересно, думаю, думаю, интересно было и драматургам. В этот раз был эксперимент — мы сменили привычных руководителей, на этот раз им стала Наталья Степановна Скороход из Петербурга, которая построила обсуждение пьес как семинары для студентов. И это оказалось очень удачно. И всем было интересно. А эскизы были сделаны как всегда, был полный зал зрителей, они были очень разнообразными, мы старались поставить пьесы силами молодых, но с разных сторон. Мне кажется, у нас удачно все получилось.
Георгий Цхвирава: — И следующая Лаборатория у нас весной.
— Чем может заинтересовать зрителя «Метель»?
Александр Огарев: — В спектакле много молодых артистов, мне кажется, это большой плюс, они работают с желанием и задором. Думаю, эта молодая энергия передастся всему залу. Текст Пушкина всегда хочется слушать, это простой и изысканный текст. В спектакле много музыки, есть визуальный ряд. Музыка и Свиридова, и Чайковского, и современная. Хотя вначале договаривался с Омском, пока мы долго обсуждали сроки, успел поставить «Метель» в Хорватии. Там другой спектакль, с другим художником, в ином оформлении и даже трактовке. Совсем разные спектакли. В Омске получился более мягкий, полутоновый, гибкий. Сомневаюсь в его водевильности, а вот на легкость надеюсь.
— Как сейчас дела у вашего учителя Анатолия Васильева, общаетесь ли вы с ним?— Он в эмиграции после того как поссорился с московскими властями, преподавал в Лионской школе, сделал спектакль в Греции. Сейчас он начинает тяготеть к России. Намечается два проекта — «Дон Жуан» в Большом театре и спектакль в Александринском театре, будет ставить спектакль в Венгрии.
— Как известно, Петрушевская — очень взыскательный драматург. Вам пришлось как-то оговаривать разные нюансы? И чем можно обосновать ваш выбор?— С ней я знаком, я много ставил ее на своем курсе. Через литчасть мы с ней связались, она очень обрадовалась, есть только одно требование — не менять текст пьесы. В этом мы совпадаем. Она не требовала никаких отчетов, экспликаций. Подпишем договор и все, ну и, надеюсь, приедет на премьеру. Распределение ролей уже есть. Заняты Елизавета Романенко, Наталья Василиади, Элеонора Кремель, Инга Матис, Екатерина Потапова и Лариса Свиркова. Потом Давид Бродский, Руслан Шапорин, Владимир Девятков и Егор Уланов.
Почему выбрал? Потому что это шедевр, практически современная классика. Я очень люблю Петрушевскую, и к тому же в остальном по этому сезону очень много классики — Лесков, Пушкин, Достоевский, Гоголь… Мне кажется, нужно разнообразие. По-моему, там нет привязки ко времени. Там какие-то вечные темы. К тому же почему такое название? Это не знает никто. Я раскопал. У нее очень много связей между советским и западным. Есть такой американский мюзикл Three little girls in blue. В спектакле связи будут активно использоваться. Увидите. Параллельно будут американская и русская жизнь.
— Как думаете, почему эту пьесу закрывали у Марка Захарова?— Ну время такое было. Вообще мне кажется, Петрушевская — это замечательные актерские работы. Мне показалось, в театре очень мощный женский состав, и мне захотелось это использовать.
БЮДЖЕТ СПЕКТАКЛЯ — 3 МИЛЛИОНА
— Каков примерный общий бюджет новых постановок сезона?
Виктор Лапухин: — Хороший. Бюджеты спектаклей разнятся — камерная это сцена, большая… Например, Эмиль Капелюш стоит несколько дороже, чем многие другие. Примерный бюджет спектакля на основной сцене — около 3 миллионов. А все остальное — источников финансирования много.
— Вы уже не первый раз участвуете в «Реальном театре», можете ли вспомнить, чего уже там добивались?— Да, были награды. Там мы впервые в российском масштабе показали «Дачников». И потом они поехали на «Золотую маску». Там прошла для экспертов «Фрекен Жюли», также и «Вишневый сад». Сейчас везем «Дядюшкин сон», тоже обоснование, что он новый. Фестивалем руководит Олег Лоевский, известный театральный продюсер с огромными связями в Европе и Америке. Он посмотрел «Дядюшкин сон» и сказал: «Надо брать, я его приглашаю».
Фото предоставлено автором.