Пир на день рождения: 6 театральных событий августа
Конец лета — традиционное время затишья перед новым сезоном, однако и в августе в Москве есть чем утолить театральный голод. Гастроли Красноярского ТЮЗа, моноспектакли Евгения Гришковца, документальный спектакль о компьютерных гениях, антиутопия Дмитрия Данилова и другие премьеры — в обзоре Time Out.
«Новаторы»
Когда: 22 августа
Купить билетыПремьера Театра им. Маяковского посвящена Году науки и технологий. Это документальный спектакль Никиты Кобелева о людях, которым мы обязаны появлением современных компьютерных технологий: первом программисте в истории Аде Лавлейс, взломщике шифров Алане Тьюринге, Стиве Джобсе, Билле Гейтсе и других. Их считали сумасшедшими, странными, чудаками, но смелость и широта мысли сделала их героями если не своего времени, то истории. В ролях — Зоя Кайдановская, Наталья Палагушкина, Евгений Матвеев, Алексей Сергеев, Роман Фомин и другие.
«Выбрать троих»
Этой пьесе Дмитрия Данилова, написанной в начале прошлогоднего локдауна, долго ждать премьеры не пришлось: несколько театров поставили ее в Zoom прямо во время карантина.
Муж и жена, двое их взрослых детей и бабушка созваниваются, чтобы решить — кого каждый из них выберет, чтобы поддерживать личный контакт, число которых власти хотят ограничить до трех.
Театр.doc первым решил вывести пьесу на настоящую сцену, усилив драматизм, ведь это, возможно, последняя «очная» встреча родственников перед перерывом в месяцы или даже годы. Никогда антиутопия не была так близка к реальности. В условиях пандемии любой из зрителей может представить себя в шкуре героев и подумать о сложном выборе. А может, он и не сложный вовсе, и все общение в самом деле можно перевести в онлайн?
«Пир»
Первая премьера Дениса Азарова на посту художественного руководителя Театра Романа Виктюка декларирует его стратегию для дальнейшего наполнения репертуара произведениями «сложных» авторов: абсурдистов, экзистенциалистов, постмодернистов.
«Пир» — режиссерская композиция из текстов ОБЭРИУтов, в которой действуют как сами писатели и поэты — Хармс, Заболоцкий, Введенский и другие, — так и их персонажи.
Цирк, в котором комедия смешалась с фантастикой и ужасами, превращается в сумеречный лес-лабиринт с философским застольем и безжалостно-предсказуемым финалом.
«День рождения»
На первый взгляд мир в пьесах Пинтера похож на наш — и бытовые подробности, и поведение героев как будто те же. В пансионе живут трое: пожилые супруги Пити и Мэг и их постоялец-пианист Стэнли, к которому хозяйка испытывает нежные чувства. Внезапно на пороге появляется двое незнакомцев, давно разыскивающих Стэнли. Заинтригованный детективным началом читатель ждет разъяснения намеков, но получает обратное.
К финалу абсурд завязывает сюжет в настолько плотный узел, что перестаешь понимать вообще что-либо. А пансион ли это? Кем на самом деле приходится супругам Стэнли? Или, может, и не было здесь вовсе ни постояльца, ни незнакомцев? На камерной сцене Театра Моссовета классику абсурда поставил молодой режиссер Александр Кудин.
Гастроли Красноярского ТЮЗа
Пустующая в летнюю пору Вахтанговская сцена принимает у себя сибиряков — четыре спектакля Красноярского ТЮЗа. Два из них в свое время были отмечены «Золотыми масками»: мюзикл «Биндюжник и король», погрузивший бабелевскую Одессу в визионерскую эстетику Роберта Уилсона, и насыщенная красочными эффектами «АлиSа» по мотивам сказки Кэрролла. Кроме них, красноярцы покажут «Гоголь. Экспонаты» — визуально-пластическую премьеру этого года по «Петербургским повестям», и «Хлебзавод» — поэтические монологи-страшилки от лица подростков, в которых реальность смешивается с мистикой.
Спектакли Евгения Гришковца
Моноспектакли Евгения Гришковца, 20 лет назад поразившего Москву своей «новой искренностью», часто остаются за пределами театральной повестки — в отличие от постановок его пьес в других театрах.
Быть может, виной тому специфичность жанра — совмещение ролей драматурга, режиссера и единственного актера делает выступления Гришковца больше похожими на стендап, чем на традиционный спектакль.
Смешные, трогательные, философские истории в неповторимом авторском исполнении в столице можно увидеть только несколько раз в году. В августе на Страстном Гришковец сыграет четыре из них — «Как я съел собаку», «ОдноврЕмЕнно», «Прощание с бумагой» и «Предисловие».