Цифровые миры и античность с музыкой: 6 театральных событий ноября
Театральный сезон продолжает набирать обороты. Традиционно осень завершается международными фестивалями, поэтому в Москве будет шанс увидеть актуальный европейский театр. Также выпускают свои премьеры и столичные театры: Гоголь-центр продолжает бунтовать, взяв на подмогу Чарльза Буковски, Музей Москвы превращается в планету Солярис, а МХТ им. Чехова выпускает единственную законченную пьесу Венедикта Ерофеева. Time Out рассказывает, какие события нельзя пропустить в ноябре.
«Буковски»
Спектакль «Буковски» Антона Федорова расскажет о знаковой для американской культуры фигуре — писателе и поэте Чарльзе Буковски. Алкоголик со стажем, певец грубой эстетики, провокатор и бунтарь, он познакомил общественность со стилем «грязного реализма».
Любопытно, что темы измененного сознания и помутнения рассудка, за которыми, однако, угадывается не прикрытая никакими красивостями правда жизни, уже были затронуты Антоном Федоровым в его предыдущей премьере в Гоголь-центре «Петровы в гриппе» по нашумевшему роману Алексея Сальникова.
В постановке через рассказы и письма Буковски зрители погрузятся в один день из жизни писателя. Окраина Лос-Анджелеса 70-х, бутылочка калифорнийского каберне, хлесткие афористичные высказывания — в такой атмосфере создатели будут последовательно разрушать стереотипы не только об американской, но и о российской действительности.
«Солярис»
Междисциплинарный мультимедийный проект «Солярис» подготовлен совместными силами Театра «Практика» и Музея Москвы. Модное пространство Провиантских складов объединит под своей крышей спектакль и выставку, которые будут проводиться до осени 2023 года каждый месяц в течение четырех дней.
Лауреат «Золотой маски» Дмитрий Мелкин в своей постановке исследует тему взаимоотношений человека с нечеловеческим разумом, сознанием, имеющим иную природу. Как герои культового романа Станислава Лема сталкиваются на Солярисе с материализацией собственных фантазий и травмирующих воспоминаний, так и современный человек, погруженный в цифровой космос, в окружении сложнейших вычислительных аппаратов и искусственного интеллекта вынужден бороться с теми же фобиями и тревогами.
К спектаклю приурочена первая выставка новой арт-группы ППСC, включающей Павла Пепперштейна и Соню Стереостырски. С помощью элементов дополненной реальности художники погрузят зрителя в виртуальное пространство, которое переосмысливает глобальный миф о Солярисе, рожденный романом польского фантаста и одноименным фильмом Андрея Тарковского.
В спектакле задействованы Владимир Мишуков («Содержанки»), Мириам Сехон («Сохрани мою речь навсегда», «ВМаяковский»), Игорь Миркурбанов («Волк», «Водоворот»), Сергей Епишев («Кухня») и другие актеры.
«Три сестры»
Австрийский Фолькстеатр на фестиваль Net привозит спектакль-хит «Три сестры» в постановке Сьюзен Кеннеди, уже зарекомендовавшей себя как одну из центральных фигур немецкоязычной театральной сцены.
Чеховскую тему безвременья Кеннеди подает сквозь призму современного технологического прогресса. Что, если бы цифровые технологии позволили нам возвращаться в любой момент нашей жизни и проживать его снова? Как повлияло бы на сознание человека существование в цикличном времени? В условиях виртуальной реальности человек вынужден по-новому переосмысливать понятия телесности, пространства-времени и человеческой коммуникации.
Основанный на представлениях постгуманизма, спектакль задается вопросами — в чем состоит суть человеческого? какие именно качества позволяют человеку идентифицировать себя как человека?
«Вальпургиева ночь»
Выпускник мастерской Сергей Женовача в ГИТИСе Уланбек Баялиев выпускает уже второй, после «Сахарного немца» по прозе Сергея Клычкова, спектакль на сцене МХТ им. А.П. Чехова. На этот раз режиссер обращается к творчеству Венедикта Ерофеева — выбор пал на пьесу «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора».
В спектаклях Баялиева находится место переплетению натуралистического изображения действительности и растворенной в повседневности мистики. Этому способствует и сам материал: драма Ерофеева во многом автобиографична, в ней отражено чувство одиночества и ненужности, сопровождавшее писателя на протяжении всей жизни, а после пребывания в больнице имени Кащенко особенно ярко выплеснутое на страницах этой пьесы.
Героев со сложным запутанным миром, изгоев, отвергнутых собственной страной, на сцене воплотят Дмитрий Назаров, Игорь Верник, Николай Сальников и другие.
«Электра на дне»
Международный фестиваль им. А.П. Чехова из-за вынужденных ограничений не раз менял свою афишу и по составу участников, и по времени, растянув ее аж до декабря 2021 года. Однако благодаря стечению обстоятельств в ноябре до Москвы со спектаклем «Электра на дне» доедет один из самых интересных театров Франции — «Компания Пяти колес».
Вместо текстов Эсхила, Еврипида или Софокла, каждый из которых переосмыслил древний миф об Атридах, режиссер и драматург Симон Абкарян предлагает свою версию истории о семейной мести. Абкарян — ученик создательницы легендарного Театра дю Солей Арианы Мнушкиной, именно на сцене ее театра в 2019 году состоялась премьера этого спектакля. На основе древнегреческой трагедии Абкарян создает современную притчу в форме яркой музыкальной фрески: здесь в беднейшем районе Аргоса поют и танцуют, на улицах звучит рок-н-ролл и блюз.
За эту постановку команда стала обладателем трех «Мольеров» — высшей театральной награды Франции, победив в номинациях за лучший спектакль, лучшую работу режиссера и драматурга.
«Война и мир»
К 100-летию Вахтанговского театра Римас Туминас завершает работу над долгожданной премьерой «Война и мир» по роману Льва Толстого, который превратился в пятичасовое эпическое театральное полотно.
В спектакле заняты представители разных поколений вахтанговской труппы: Ирина Купченко, Андрей Ильин, Людмила Максакова, Сергей Маковецкий, Виктор Добронравов, Ольга Лерман, недавно перешедший из Театра им. Моссовета Виктор Сухоруков и многие другие.
Фрагменты спектакля впервые были показаны еще во время сбора труппы 8 сентября, но уже по нескольким сценам стало понятно, что худрук Театра им. Вахтангова ставит свой magnum opus, ищет новый театральный язык, максимально емкий и масштабный, который смог бы вместить весь объем толстовского и, конечно, туминасовского смысла. И прежде всего, это «мысль семейная» — про потери, встречи, расставания, любовь и преодоления на фоне большой истории.