«Ежик в тумане» и роман с Петербургом: 6 выставок, на которые стоит сходить в ноябре | Арт | Time Out

«Ежик в тумане» и роман с Петербургом: 6 выставок, на которые стоит сходить в ноябре

Диана Дорофеева   8 ноября 2021
6 мин
«Ежик в тумане» и роман с Петербургом: 6 выставок, на которые стоит сходить в ноябре
Франческа Ярбусова «Ежик входит в лесок», 2005

В ноябре ярких красок становится все меньше, поэтому желание впасть в спячку хотя бы до Нового года появляется все чаще. Отличный вариант избавиться от него — взбодриться с помощью приятных впечатлений, например, изучая экспозиции. Time Out советует 6 выставок, ради которых стоит покинуть уютное жилище.


Михаил Врубель

Михаил Врубель «Жемчужина», 1904

Где: Новая Третьяковка, ул. Крымский Вал, 10

Когда: 3 ноября — 8 марта 2022 года

Одна из крупнейших российских выставок художника: представлено более 300 работ из 14 местных и зарубежных музеев. Картины размещены на трех этажах, а Третьяковская галерея стала «объединителем Врубеля». У экспозиции два уровня: 1902 год — своеобразный переломный момент, разделивший творчество и жизнь художника.

Посетители смогут проследить, как менялись мотивы в картинах и источники вдохновения, как эстетика одного времени уступала другому и как поиски, характерные для рубежа столетий, привели к новым формам творчества, определяющим уже ХХ век. Также стоит обратить внимание на эмоционально сильные рисунки Врубеля, которые он создавал в лечебницах. А чтобы лучше понимать и ориентироваться в экспозиции, перед посещением выставки послушайте интервью с куратором Ириной Шумановой.


Юрий Норштейн и Франческа Ярбусова «Снег на траве»

Франческа Ярбусова «Волчок в дверях дома» (фрагмент), 1970-е

Где: Еврейский музей и центр толерантности, ул. Образцова, 11, стр. 1А

Когда: 9 ноября — 9 января 2022 года

«Ежик в тумане», «Сказки сказок», «Цапля и журавль» — эти мультфильмы многим знакомы с детства. Анимационное кино у Юрия Норштейна получается на стыке между живописью и литературой, правдой и вымыслом, взрослыми размышлениями и детскими воспоминаниями. В основе выставки — метод работы Норштейна и Ярбусовой над персонажами, главные экспонаты — материалы анимационной студии и мизансцены-инсталляции, придуманные специально для проекта.

В первой части экспозиции фрагменты известных фильмов соединены с документальными кадрами из жизни. Например, одна из композиций посвящается родному двору художника в Марьиной роще — персонажи произведений проведут гостей по важным для Норштейна местам. Вторая половина выставки показывает «закулисье», то есть рабочий процесс, который шел над фильмами, от эскизов и раскадровок до момента появления главных героев. Подготовлена и специальная программа с лекциями, дискуссиями и встречей с Норштейном.


Иван Плющ «Театр Плюща»

Иван Плющ «Шесть красных мячей», 2016

Где: Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25

Когда: 10 ноября — 30 января 2022 года

Название выставки «Театр Плюща» появилось совсем не случайно: живописи и инсталляциям художника присущ театральный вид. Как декорации украшают сцену театра и намекают, о чем будет спектакль, так и работы Плюща встраиваются в экспозицию со своим повествованием. Девять залов с экспонатами тесно связаны между собой концептуально и хронологически, в них представлены ключевые работы — например, «Между мечтой и кошмаром», «Красные мячики» и реконструкции инсталляций «Пьесы без действующих лиц». Выставка охватывает 14 лет творчества художника постсоветского поколения. Как пишет куратор проекта Дмитрий Озерков:

«Плющ искренне говорит о том, что его реально волнует — о развале советской реальности в ранних работах, о распаде его собственной личности на осознанное изнутри и приобретенное извне, наконец о времени, текущем вокруг него и неизбежно ведущем к концу».


«Таир Салахов. Ко дню рождения художника»

Таир Салахов «У Каспия», 1966

Где: Новая Третьяковка, ул. Крымский Вал, 10

Когда: 2 ноября — 24 января​​ 2022 года

Таир Салахов считается основателем и идеологом «сурового стиля»: художник вдохновлялся настоящей жизнью, переживаниями и проблемами своих современников, будничными заботами и радостями. Он работал в разных жанрах: писал натюрморты, пейзажи, портреты и многофигурные композиции. Одни из его самых знаменитых и знаковых работ — натюрморт «Гладиолусы», «Портрет композитора Кара Караева» и «Айдан», портрет младшей дочери Салахова.

В картинах мастера восточный колорит гармонично сочетается с традициями европейской живописи. Монохромные цвета и строгая ритмика «Апшеронского мотива», красочный «Утренний улов». Таир не забывал о родине, посвятив ее культуре и народу серию своих произведений.


Борис Мессерер «Петербург. Роман с городом»

Борис Мессерер «Река Мойка. Вид с Театрального моста»

Где: Галерея искусств Зураба Церетели, ул. Пречистенка, 19

Когда: 13 октября — 28 ноября

Для тех, кто соскучился по Петербургу и пока никак не может вырваться, чтобы побродить по мостам и набережным, альтернативой станет выставка Бориса Мессерера с ленинградскими пейзажами. Главная героиня в них — река Мойка. «Прогуливаясь» от Мало-Конюшенного до Певческого моста, вы посмотрите на одни и те же места с неожиданных ракурсов.

Дальние и ближние планы, предрассветные пейзажи, еще пустынные улицы, ожидающие первых прохожих и автомобилистов — роман с городом на этой выставке наверняка завяжется. На картинах Петербург очаровывает не шумом проспектов и даже не культурными заведениями, а неспешной созерцательной атмосферой — так хорошо и спокойно любоваться ею, планируя скорую встречу с пасмурными низким небом и освежающими брызгами волн.


«Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли»

Умберто Боччони «Город поднимается», 1910

Где: ГМИИ им. А.С. Пушкина, галерея искусства стран Европы и Америки, ​​ул. Волхонка, 14

Когда: 19 октября — 16 января 2022 года

Джанни Маттиоли сформировал одну из самых больших частных коллекций итальянского искусства прошлого века с произведениями Амедео Модильяни, Карло Карра, Джино Северини, Умберто Боччони, Джакомо Балла и Луиджи Руссоло. Он считал, что искусство способно сделать человека «более человеком и менее зверем». Его коллекция помогает увидеть, какое значение футуризм сыграл в развитии итальянской и мировой живописи в начале XX века. Сам Джанни Маттиоли охарактеризовал свое собрание так:

«Моя цель сейчас состоит в дальнейшем отборе итальянских работ, а также в их дополнении корпусом зарубежных произведений с тем, чтобы создать небольшую частную галерею — открытую, однако, для любого, кто интересуется искусством, — где были бы представлены основные европейские течения, начиная от импрессионизма и далее, которая стала бы свидетельством искусства, рожденного в те времена, когда мне довелось жить».