От древних палат до классических дворцов: 6 знаковых зданий Москвы, построенных в разных стилях | Город | Time Out

От древних палат до классических дворцов: 6 знаковых зданий Москвы, построенных в разных стилях

Дмитрий Антипченко   19 сентября 2022
6 мин
От древних палат до классических дворцов: 6 знаковых зданий Москвы, построенных в разных стилях
Теремной дворец в Кремле. Фото: музеи Кремля

Недавно столица отметила свой 875-й день рождения. За века в Москве было построено большое количество зданий в самых разных архитектурных стилях. Многие из них не сохранились, немало сооружений было перестроено, но то, что осталось, позволяет представить, каким был город в разные периоды своего существования. Time Out составил подборку не хрестоматийных, но оригинальных и интересных зданий, построенных с древности до наших дней. Первая часть посвящена зданиям, возведенным до середины XIX века.


Московская школа древнерусской архитектуры — трапезная палата Андроникова монастыря

Андроньевская площадь, 10

Фото: Музей Андрея Рублева

Архитектура Московского княжества, а позднее — царства, представляла собой развитие и переосмысление византийских традиций. В XV-XVI веках на столичное зодчество оказывал влияние итальянский ренессанс. В итоге получился довольно самобытный архитектурный стиль.

Древнейшие постройки Москвы сохранились на территории Спасо-Андроникова монастыря, интересного своим ансамблем и самым старым в городе храмом. Однако на территории комплекса есть менее известная, но интересная постройка, один из древнейших каменных архитектурных памятников столицы — трапезная палата.

Здание палаты было построено в 1504-1506 годах и выполняло государственно-парадные функции. Дело в том, что неподалеку располагалась резиденция великого князя Василия III, который любил бывать в обители. Для того чтобы принимать и угощать государя с подобающим ему уважением и в достойном антураже, и была построена трапезная палата. Постройка была возведена по примеру Грановитой палаты кремля, в несколько уменьшенном и упрощенном виде. Ее внутренняя конструкция состоит из четырех сводов, опирающихся на центральный столп.


Русское узорочье — теремной дворец Московского кремля

ул. Манежная, 2/10 с. 2

Фото: wikimedia

К XVII веку московские архитекторы все больше стараются разнообразить церковные и гражданские постройки, усложняя их конструкции и украшая снаружи и внутри. Результатом стремления к визуальной сложности стал стиль русское узорочье. По мнению многих исследователей, на него повлияли европейский поздний ренессанс и маньеризм. Наиболее ярко это архитектурное направление проявилось в церковном зодчестве. Но были и гражданские постройки. Например, Теремной дворец московского кремля.

Этот царский дворец был построен в 1635-1636 годах. Интересна и оригинальна внешняя конструкция здания. Композиция резиденции — ярусно-ступенчатая с лестницами и крылечками причудливой формы. Фасад здания очень нарядный, во многом благодаря резным каменным наличникам. Дополнительным украшением здания являются и многочисленные цветные изразцы. Внутри дворец был роскошно отделан и расписан.

Фото: музеи Кремля

Сейчас, как и несколько веков назад, резиденция используется для государственных нужд. Однако при желании увидеть интерьеры можно, придя в составе экскурсии с разрешения кремлевской комендатуры.


Московское барокко — палаты Троекуровых

Георгиевский пер., 4

Фото: mos.ru

Во второй половине XVII века в московской архитектуре все больше ощущалось европейское влияние. Это было частью общей вестернизации русской культуры, которая в отдельных сферах началась еще до Петра I. Самобытность так называемого московского барокко состоит в том, что активно применялись многочисленные декоративные элементы европейской архитектуры. При этом конструктивные особенности и внешний вид построек сильно отличались от западных образцов. Яркий пример гражданской постройки в стиле московского барокко — палаты Троекуровых.

Княжеский род Троекуровых, которые вели свою родословную от Рюрика, получил во владение землю в центре столицы еще в XVI веке. Тогда же там построили первые палаты. В 1680 году в здании случился пожар, и дворец перестроили в модном стиле московского барокко. Княжеская резиденция представляет собой архитектурную конструкцию переходного типа от древнерусских палат к парадному европейскому дворцу. Контрастный фасад: красные стены и белые наличники, придают палатам особенно торжественный вид. При том что внешние украшения оконных проемов довольно оригинальной формы, в целом, дворец не перегружен лишними деталями. Недавно здание отреставрировали, и оно в обновленном виде является украшением и архитектурной доминантой Георгиевского переулка.


Европейское барокко — дом Яньковых

Газетный пер., 9 с. 5

Фото: mos.ru

Активное встраивание России в контекст европейской культуры, как известно, началось в царствование Петра I. Архитектура не была исключением. Русских архитекторов отправляли учиться в Европу, но зачастую строительством в петровской России занимались иностранцы, как правило, итальянцы. Но вместо пышности и вычурности римского, неаполитанского и южнонемецкого барокко, царивших в католической части Европы, за образцы брались строгие и практичные голландские постройки. После смерти Петра начался определенный откат во вкусах. Многие вельможи стремились вернуться в быту и строительстве домов к древним традициям. Но уже с восшествием на престол Анны Иоановны вновь начался всплеск интереса к европейскому барокко в архитектуре.

Один из наиболее интересных памятников этого периода в Москве — дом Яньковых в Газетном переулке. Построен он был в 1727-1738 годах. Владельцем резиденции был Данила Иванович Яньков — придворный Анны Иоановны, чьи предки приехали когда-то в Россию из Османской империи. Здание выглядит строгим, но но при этом не аскетичным. Окна обрамлены наличниками со сдержанным декором. Наружные стены украшены пилястрами. Второй этаж, более высокий, задумывался как парадный, в нижнем находились хозяйственные помещения. Со временем дом перестраивался и видоизменялся далеко не в лучшую сторону. Так он был лишен фасадных украшений, которые вернули в ходе реконструкции в конце 90-х годов.


Классицизм — дом Юшкова

ул. Мясницкая, 21 с. 1

Фото: mos.ru

Как и в других странах Европы, в России во второй половине XVIII века на смену долгому периода барокко и кратковременной вспышки рококо пришел строгий и сдержанный классицизм. Зодчие вдохновлялись античными идеалами Греции и Рима и зачастую переосмысливали идеи ренессанса. Одним из важнейших принципов стиля было стремление к гармонии и эстетическому идеалу. Вычурность барочных форм оказалась чуждой в эту эпоху. Вместо лепнины и причудливых фасадов здания украшали колонны, портики и достаточно скромные барельефы. Построек времен классицизма сохранилось достаточно много. Достойный образец — дом Юшковых на Мясницкой.

Юшковы — древний русский дворянский род. Один из его представителей Александр Иванович Юшков в конце XVIII века (1783 год) заказал для своей семьи у известного архитектора Бажова строительство большого дома. Его возводили до 1805 года. В итоге получился целый дворец. Интересной особенностью здания, которую позже стали копировать многие домовладельцы столицы, стала полукруглая ротонда на углу дома. Однако конструкция была не простым украшением, а выполняла практические функции. На этом месте находился зал для масонских собраний. Масонами были и заказчик здания Юшков, и его архитектор Баженов.

Полуротонда. Фото: wikimedia

Историзм — доходный дом Лопатина

Большой Черкасский пер., 8

Примерно с 30-х годов XIX века и до самого конца столетия в архитектуре России и Москвы царило многообразие. На смену «чистым» стилям, таким, как барокко и классицизм, пришло сочетание элементов из разных архитектурных направлений в одном здании или переосмысление эстетических традиций прошлых эпох: от античности до совсем недавнего ампира.

Во многих странах предпочитали вдохновляться не общими для Европы античными образцами, а наиболее близкими и органичными для того или иного государства периодами и стилями. Так, например, в Англии в тот период был всплеск интереса к готике, а в России — к допетровской архитектуре.

Некоторые архитекторы пытались сочетать несочетаемое, «скрестив» современную для той поры европейскую архитектуру с древнерусским декором. В этом отношении очень показателен доходный дом Лопатина, построенный в 1874 году архитектором Никитиным. Любопытно, что за основу было взято здание лондонского Сити, которое располагалось на Трафальгарской площади. Внешнюю европейскую строгость разбавляют украшения окон в русском стиле и замысловатая отделка фасада на уровне последнего этажа.