ММКФ наградил своих
Большой интриги на этот раз не получилось: и по аншлагам на просмотрах, и по предварительным оценкам Федерации киноклубов российские фильмы — а их было 3 из 16 в основном конкурсе — имели хорошие шансы на победу. Но то, что каждая отечественная картина получила своего «Золотого Георгия», все-таки стало неожиданностью.
Главный приз фестиваля получил фильм режиссера Николая Досталя «Петя по дороге в царствие небесное». Специальный приз жюри достался режиссеру Александру Прошкину за фильм «Чудо» по сценарию Юрия Арабова. Приз за лучшее исполнение мужской роли забрал Владимир Ильин, сыгравший в фильме Карена Шахназарова «Палата № 6». Лучшей исполнительницей женской роли признали юную актрису Елену Костюк из душераздирающей «Мелодии для шарманки» Киры Муратовой — фильм от Украины, но снят на русском языке и представляет целую плеяду отечественных актеров, так что, можно сказать, все равно «наш». Ну и для разнообразия приз за лучшую режиссерскую работу вручили мексиканке Мариане Ченийо, чья трагикомедия «Пять дней без Норы» получила хорошую оценку в зрительском голосовании.
В отдельном конкурсе экспериментальных и дебютных работ «Перспективы» многие болели за российско-японское убойное аниме «Первый отряд» про советских пионеров-призраков, сражающихся с врагами во время второй мировой войны. Но награду отдали грузинскому режиссеру Вано Бурдули за фильм «Зона конфликта».
Председатель жюри 31 ММКФ Павел Лунгин после награждения объяснил сложившийся расклад: «Действительно, именно Россия дала лучшие фильмы на фестиваль. В западных картинах, конечно, были выражены мировые тенденции, но, наверное, недостаточно оригинально или политически корректно. А идеи российских фильмов оригинальны и свежи». Президент фестиваля Никита Михалков, отобрав у Лунгина председательский орден, посоветовал российским кинематографистам снимать побольше хороших картин и не бояться выставлять их на конкурс.