Боевые искусства: арт-новости
Художественная жизнь летом постепенно замирает. В этом году быстрее — сильно потратившиеся, кто эмоционально, кто материально на Венецианскую биеннале кураторы, галеристы и художники взяли тайм-аут. Коллекционеры отдыхать начали давно — при первых признаках кризиса.
Развлекать и просвещать взялось государство: после оправдания художника Виноградова, который, как выяснилось, не покушался на честь мэра Москвы Юрия Лужкова анаграммой «Уклюжий вор», внимание полностью переключилось на процесс над Юрием Самодуровым и Андреем Ерофеевым в Таганском суде. Выяснения того, возбуждали ли ненависть и вражду директор Общественного центра имени Сахарова, где в марте 2007 года состоялась выставка «Запретное искусство-2006» и ее куратор Андрей Ерофеев, похоже, будут долгими. Из более сотни свидетелей обвинения второй день допрашивают потерпевшего Владимира Сергеева о муках, которые он перенес, увидев произведения искусства, спрятанные за специальными стенами с неудобно расположенной дырочкой для обзора. Тем, кто часто ходит на выставки, полезно будет узнать, что не только сам Сергеев понес невосполнимый ущерб, но и его жена тяжко заболела и умерла. Как после таких ужасов защитники подсудимых смогут бесстрастно рассуждать о том, что экспозиция была посвящена исключительно цензуре, а большую часть показанных на ней произведений писали уважаемые классики отечественного искусства — неясно.
Пример настоящего сражения был подан на выставке того же Андрея Ерофеева «Русский леттризм». Страшное название обозначает всего лишь буковки, работами с изображениями которых куратор заполнил все пространство — притом без всякой поддержки государственных музеев, с опорой лишь на частных коллекционеров и художников. Буковки в русском искусстве популярны, редкий художник без них обходится; все-таки слово в литературоцентричной стране это наше все. Однако попытки внести некоторые слова группой «Война» встретили жесткий отпор — сцены перформанса в биологическом музее «Е.ись за наследника медвежонка!» и лозунги сомнительного содержания (большей частью с употреблением матерной лексики) были удалены с мордобоем, некоторые — руками самого куратора Ерофеева под страшными угрозами директора «Экспопарка» Василия Бычкова закрыть выставку. Цензура продолжается — чрезвычайно популярное видео погрома с ютьюба убрали. Наверное, тоже за разжигание. «Дырочка», впрочем, осталась — красочные сцены перемещают на другие ресурсы. Люди, будьте бдительны.