Как построить себя из стволовых клеток (интервью)
Кажется, вы все время пытаетесь изменить собственное тело. Мне кажется или вы действительно не считаете человеческое тело совершенным?
(Оглядывая себя) Это тело — нет. Я интересуюсь эволюционной архитектурой человеческого тела. Речь идет не о внешнем виде, а о том, как тело может получить дополнительные операционные системы. Мы давно уже не функционируем отдельно от компьютеров, интернета, виртуальных систем. Идея не в том, чтобы создать лучшее тело — это проблематично с философской, социальной и политической точек зрения. Важно использовать альтернативные анатомические возможности человека.
Никогда не думала, что это так красиво — реплика собственного уха на руке…
Оно еще не закончено, надо достроить раковину и мочку, используя собственные стволовые клетки. Теперь можно использовать не эмбриональные клетки, а получать их у взрослого организма. Берут стволовые клетки, делают инъекцию, они развиваются. Это действительно технологии рубежа веков.
Почему именно ухо, а не глаз, например?
Потому что это невозможно — сейчас, по крайней мере. Кроме того, мне нравится архитектоника уха. По-моему это самая красивая форма на нашем теле.
Теперь вы можете им любоваться без зеркала. Для вас важна эстетическая составляющая?
Эстетика рождается из процесса новых медиа, новых технологий, которые вы используете. Эстетика живописи зависела от толщины мазка, от цвета… С новыми технологиями, виртуальными системами, роботами появляется новый вид эстетики, имеющей дело с кинематикой, структурами, новыми материалами… Эстетика не статична, она динамично развивается…
Например, эстетика говорящей «Протезированной головы» заключена в ощущении присутствия. Как вообще оно появляется?
Ваша голова вроде самообучающаяся. Она может выучить тут на выставке русский?
Мы сейчас учим ее немецкому и японскому. Русский — это совсем другие звуки, но тоже возможно. Проблема лишь в средствах и времени на программирование.
Если бы голова была полностью закончена, она спросила бы у вас, говорите ли вы по-английски или, скажем, по-итальянски, и переключилась бы на нужный язык.
Художники обращались к теме говорящей головы и раньше…
Есть большая разница. Это трехмерная модель в реальном времени — с движущимися губами. Идея искусственного интеллекта не нова — ей сотни, а то и тысячи лет, но сейчас мы делаем реальные шаги к тому, чтобы действительно его создать. В следующем проекте голова сможет распознавать и запоминать лица. Вы приходите к ней еще раз, а она узнает: «О, кажется, мы вчера встречались, мне нравится ваш красный свитер». Также она сможет следить за вами, поворачиваться вслед вашему движению.
С головой понятно, а как вы планируете дальше совершенствовать свое тело? У вас ведь еще есть третья рука — вы ее не привезли…
Нет, это старый проект, она дома осталась. А с усовершенствованием есть проблемы. Человеческая генетика позволяет прожить лет примерно до 75 лет в добром здравии. Когда тебе за шестьдесят, планировать становится сложнее. У вас уходит 50 лет на то, чтобы понять мир, и как раз в это время ваш организм начинает постепенно умирать. Должны ли мы это принять или необходимо признать, что человеческое тело далеко от совершенства?
В наше время, когда пластическая хирургия позволяет делать с собой невероятные вещи, придумать что-то невиданное с собственным телом, наверное, непросто…
Да, даже трансплантацию головы или целого тела уже не назвать научной фантастикой. Уже сейчас трансплантируется большинство внутренних органов.
Но вас интересует не просто трансплантация, а создание органа на несвойственном ему месте, анатомический парадокс.
Конечно, мы все рождаемся с парой ушей на голове, но что будет, если добавить еще одно на руку и с помощью технологий сделать так, чтобы оно могло слышать? Изучая природу, можно найти много функций тела, которых у человека нет — инфракрасное зрение у змей, например.
Вы считаете, что наука интереснее искусства?
Нет. Наука лишь новый проводник экспрессии. Я только художник, никогда не изучал ни биологию, ни компьютерные технологии, поэтому нуждаюсь в помощи специалистов — хирургов, программистов. Идея говорящей головы не в том, чтобы технически ее сделать, а в том, чтобы создать ощущения присутствия живого разумного существа, выяснить, что вообще это значит — быть человеком. Технологии для меня как краски для живописца…
Выставка «Наука как предчувствие»