Юбилей Басилашвили
И надо же такому случиться, что актер, большую часть жизни проработавший в одном петербургском театре — знаменитом Большом драматическом, ныне им. Георгия Товстоногова, — отмечает юбилей в Москве на гастролях. И, конечно, на сцене. В этот день он будет играть великого физика Нильса Бора в спектакле «Копенгаген».
В карьере Басилашвили есть один забавный нюанс: поначалу он чаще играл роли неверных и холодных лжецов, откровенных слабаков или приспособленцев. Но сквозь каждый образ всегда просвечивало непреодолимое обаяние и ум самого актера.
Окончив Школу-Студию МХАТ в Москве в 1956 году, Басилашвили был принят в труппу только набиравшего обороты Большого Драматического театра в Ленинграде в 1959 году. Новый художественный руководитель БДТ Георгий Товстоногов собрал звездную труппу, в которую молодой актер влился органично, но скорее как подмастерье. Первой ролью, которая поставила его в один ряд со звездами, стал рохля Андрей Прозоров в спектакле «Три сестры» А.П. Чехов (1965).
Хрестоматийный гоголевский Хлестаков раскрыл удивительную легкость комического дара Басилашвили. («Ревизор» Н.В. Гоголь, 1972 )
Дуэт с гениальным Евгением Лебедевым в роли толстовского Холстомера стал классикой актерского партнерства. Блистательный хлыщ — князь Серпуховский в исполнении Басилашвили — показал, насколько не по-советски элегантным может быть актер. («История лошади» Л.Н. Толстой, 1975)
Служебный роман (1977)
Басилашвили в типичной для себя роли элегантного мерзавца и интригана. Вернувшийся в СССР работать Самохвалов — редкий для той эпохи киноперсонаж, корпоративный злодей в мире, где начальница Калугина и подчиненный Новосельцев разыгрывают партии Ромео и Джульетты на производстве.
В лучшей отечественной сценической версии знаменитого романа Диккенса Басилашвили показал себя виртуозом гротеска. Невозможно было не любоваться беспримерной наглостью его плута Джингля («Пиквикский клуб» Ч. Диккенс, 1978)
Осенний марафон (1979)
Кардинальный поворот в карьере Басилашвили. После ролей холодных мерзавцев он вдруг предстал персонажем, в которого так или иначе превращался каждый советский мужчина — затюканным переводчиком, запутавшимся в отношениях с женой, любовницей, дочерью, начальством, соседями и коллегами. Народ полюбил Бузыкина мгновенно и принял как родного.
Обычно комическую роль толстяка Лыняева, которого ловко окольцовывает молодая оторва Глафира, Басилашвили вдруг окрасил в лирические тона. Он не обманывается, он влюбляется впервые в жизни. («Волки и овцы» А.Н. Островский, 1980)
Вокзал для двоих (1982)
Снова грустная комедия Эльдара Рязанова, иллюстрация типично русской поговорки «от сумы и тюрьмы не зарекайся». Благородный пианист Платон (Басилашвили) садится вместо жены-дикторши в тюрьму и влюбляется в простую привокзальную официантку на станции Заступинск. Вершина карьер и Басилашвили, и Людмилы Гурченко, одна из последних романтических комедий большого советского стиля.
Басилашвили и сегодня — один из самых репертуарных актеров своего театра. Его дуэт с Алисой Фрейндлих в легкой переводной комедии «Калифорнийская сюита» Нила Саймона, где он играет сразу три роли — до сих пор бьет все рекорды по кассовым сборам.
Спектакль «Квартет» Р. Харвуд, где Басилашвили играет Уилфреда Бонда — одну из четырех бывших оперных звезд, встретившихся в доме для престарелых, чуть ли ни по два раза за сезон приезжает в Москву, а спрос на него не падает.
За роль Князя К. в «Дядюшкином сне» по Ф.М. Достоевскому в 2009 году мастер наконец получил главную национальную театральную премию «Золотая маска».
В свой юбилейный вечер Басилашвили выйдет на сцену Малого театра в роли гениального физика Нильса Бора в спектакле «Копенгаген»