Рыбка Поньо на утесе
Мальчик Сосукэ живет в доме на берегу океана вместе с энергичной мамой.
Погожим деньком Сосукэ вылавливает в океане красную рыбку с подозрительно человеческим лицом, сажает в ведерко и называет ее Поньо. Из океана вылезает лохматый господин средних лет в полосатом костюме и забирает Поньо обратно в подводное царство. Там у него симпатичный домик и многочисленный выводок сестриц Поньо. Но рыбке понравилось у людей, и она решила превратиться в девочку. Разворотив дом, Поньо отращивает себе ручки, ножки и рыжую шевелюру и вылезает из океана, попутно устроив вселенский потоп. Япония уже почти полностью под водой, вокруг плавают доисторические рыбы, луна вот-вот рухнет на землю, а Поньо весело носится кругами по дому, вопит и радостно поедает человеческую пищу.
«Рыбка Поньо» — абсолютно детсадовский мультик, реальность, о которой мечтаешь лет до семи, а потом перестаешь, потому что в телевизоре такого не показывают. Такой безоглядной инфантильности Миядзаки не позволял себе со времен «Тоторо», и это первый фильм Миядзаки, который он сочинил в одиночку. Кроме того, Миядзаки запретил аниматорам пользоваться компьютером и попросил их просто рисовать побольше мелочей.
Получилось местами нелогично, кое-где просто непонятно, зато очень живописно. По затопленному городу тарахтит игрушечный катер с детишками, лавируя среди деревьев и крыш, вокруг мирно рассекают кистеперые монстры, цивилизации кранты, но смерти нет. По аналогии с пушкинским «Татьяна — это я», Поньо — это сам Миядзаки, милый ребенок, который между делом губит мир, а потом с легкостью его спасает. Сам режиссер сообщает, что лучшую рецензию на «Поньо» сделала пятилетняя девочка, которая сказала бабушке: «Ба, я только что смотрела мульт, который сделал другой малыш!»