Dub FX | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

Dub FX

Кирилл Шамсутдинов   8 октября 2009
2 мин
Dub FX
Лучший уличный артист из тех, что посещает концертные площадки, снова в Москве.

Когда персы напали на Грецию (подробнее об этом в учебниках истории за пятый класс и в фильме «300»), в толпе беженцев, груженых всем, что было нажито непосильным трудом, шагал мудрец Биант, как дилановский rolling stone, налегке.

Когда его спросили: «Где твои шмотки, чувак?», он ответил: «Все свое ношу с собой».

Вот так же налегке ходит менестрель XXI века, австралиец Бенджамин «Dub FX» Стенфорд по горам и долам земного шара. Все, что есть у него, — микрофон, педали эффектов да талант такого масштаба, что, как в эпоху Средневековья, прознав о его приближении (исключительно посредством расползающихся слухов), народ высыпает на площади. Своим голосом он творит чудеса, используя его для синтеза самых странных звуков, причем это звучит не просто как «зацените, как я могу» в духе героев программы «Минута славы», а по-настоящему прекрасно. Работает он главным образом в стилях дабстепа, регги и хип-хопа. Задержки, реверберации, изменения тональности — в ход идет весь спектр примочек, которые только можно представить. Даже те, что для процессинга голоса вообще никогда не использовались, например, гитарные флейнджеры и перегрузы.

Но в нем едва ли не больше всего подкупает отношение к музыкальному процессу. Во-первых, популярная музыка выросла из улицы, сколько ни пытались забыть об этом и крашеные глэм-рокеры, и патлатые металлисты, и поп-дивы, запершиеся в каменных замках и башнях из слоновой кости. И всегда базой и потребителем поп-музыки была улица. В конце концов, слово «популярный» на русский переводится как «народный». Dub FX практически вернулся к корням черных битбоксеров, только технически вывел их традицию на совершенно иной уровень. Да и то, что он «инди» в самом буквальном смысле этого девальвировавшегося слова, как-то восхищает. Талантливейший артист, а у него нет ни лейбла, ни профессионального промоушена, пластинки он продает со своих умелых рук, а клубов «заманчивые своды» редко заменяют свободу уличных выступлений.
В шестом веке до нашей эры Биант оказался куда мудрее своих навьюченных братьев по несчастью. Их грабили всю дорогу, философ же угощал их, обнищавших, подарками, которые ему дарили за светлый ум. Как тут не возникнуть утопической мечте, чтобы когда-нибудь мейджоры разорились пиратами и тот же Dub FX подкинул на сирость Бритни Спирс.