7 антикапиталистических фильмов для тех, кто соскучился по «Паразитам»
4 августа в повторный прокат выходит лента Пона Джун Хо «Паразиты» о нищей семьей, которая втирается в доверие к богачам и постепенно занимает их место. Тем, кто симпатизирует южнокорейскому хиту, Time Out предлагает посмотреть и другие фильмы, критикующие капитализм во всех его проявления.
«Новый порядок», 2020
Прогремевшая в 2020 году на Венецианском кинофестивале, лента Мишеля Франко «Новый порядок» — леденящая кровь антиутопия о том, что может произойти, если разрыв между бедными и богатыми в капиталистическом обществе достигнет своего пика.
Пока Мексику сотрясают протесты, благополучная состоятельная белая семья активно готовится к празднику. Родители выдают дочь Марианну замуж — ожидается много обеспеченных гостей и шампанское рекой. Только вот незадача — гул на улицах становится все громче, из кранов начинает течь вода подозрительно зеленого цвета, а Марианну все никак не покидает чувство тревоги. Впрочем, оно неспроста: посреди торжества в дом к сливкам общества ворвутся протестанты, и белоснежное платье невесты окрасится в красный.
Франко ничуть не боится провоцировать зрителя и говорить о наболевшем. Беспокойство о своей родине, где процветает социальное неравенство, а убийства на улицах, кажется, уже стали повседневной нормой, режиссер возводит в абсолют. Приговор постановщика неутешительный: революция и тоталитарная диктатура, если общество не возьмет ответственность за свои действия.
«Простите за беспокойство», 2018
Сюрреалистическая черная комедия фронтмена хип-хоп-группы The Coup и общественного активиста Бутса Райли показывает, насколько далеко готовы пойти люди ради денег. Главный герой ленты — темнокожий парень с говорящим именем Кэш Грин. Погрязший в долгах, он устраивается на работу в телемаркетинг. Герой ежедневно обзванивает множество клиентов с предложением услуг компании, однако привлечь их внимание ему не удается до тех пор, пока Кэшу не советуют использовать его «белый голос». С этого момента жизнь Грина налаживается: его переводят на новую, более высокую должность и предлагают продавать… рабов.
Бутс Райли наглядно демонстрирует разрушительное разоблачение капитализма, в котором люди вынуждены отказываться от своей свободы, чтобы им не приходилось беспокоиться о деньгах. Лента может показаться совершенно безумной, но давайте взглянем на реальность — разве она не такая же?
«Сладкий фильм», 1974
Сразу предупредим: не ведитесь на название — оно обманчиво. Лента серба Душана Макавеева настолько повергла критиков и зрителей в шок, что ее отважились допустить к показу лишь в пяти странах мира: Франции, Канаде и трех скандинавских. Сам режиссер попал в опалу продюсеров на долгие семь лет, поскольку они не были уверены, что следующая его работа не окажется еще более шоковой.
Главная героиня — бывшая Мисс Канада побеждает в конкурсе на самую привлекательную непорочную красавицу мира. Состязание организовала мать местного миллиардера с целью выбрать ему жену. Так Мисс Канада становится супругой «мистера Доллара», главное достоинство которого — золотой половой орган. Красавица, однако, быстро наскучивает богачу, после чего ее отправляют в Париж, а затем она оказывается в коммуне Отто Мюля.
Собственно, вдаваться в подробное описание сюжета мы не будем. Скажем только, что Макавеев плюет на все табу и создает изощренную сатиру на общество потребления и буржуазный образ жизни.
«Извините, мы вас не застали», 2019
Говоря о теме капитализма в кино, нельзя обойти вниманием последнюю на данный момент ленту британца Кена Лоуча, вошедшую в основной конкурс Канн 2019 года. Фильм рассказывает о семье, которая борется с долгами после мирового финансового кризиса 2008 года. Лоуч изображает жизнь семьи рабочего класса, которая изо всех сил пытается вернуть себе финансовую стабильность, но их отношения летят в тартарары из-за постоянной борьбы, вызванной жизнью в неизбежно растущей бедности.
Кино Лоуча — простое и без надрыва, но не скрывающее отчаяния. Так что остаться равнодушным к работе попросту невозможно.
«Демон-любовник», 2002
Лента француза Оливье Ассайаса критикует эпоху глобального капитализма с ее международными корпорациями, жаждущими только одного — приумножения своего капитала. Они ведут ожесточенную, беспощадную битву за доминирование на рынке, и их цели оправдывают любые средства.
В центре сюжета — исполнительный директор компании Volf, а заодно и тайный агент конкурирующей компании. Ее задача — сорвать подписание договора на право распространять в сети трехмерную порнографическую анимацию. Оказывается, что корпорации предлагают своим клиентам реализовать их фантазии — а именно, выбрать, что бы они хотели сделать с плененной женщиной на экране в режиме реального времени.
Лента Ассайаса создана в холодных оттенках. Кажется, будто бы герои лишены каких-либо эмоций и человечности. Они больше не способны чувствовать, но способны бесконечно потреблять, чтобы удовлетворять свои нескончаемые потребности.
«Водолей», 2016
Режиссер Клебер Мендонса Фильо давно интересуется социально-политическими реалиями родной Бразилии. В «Водолее» зритель следит за жизнью Клары, 65-летней вдовы на пенсии, которая противостоит предприимчивым дельцам из строительной компании, пытающимся выселить ее из ее дома, предназначенного под снос. Здание, где героиня прожила огромную часть жизни, называется «Водолей».
Выпущенный на пике политического кризиса в стране, фильм вызвал много споров. На Каннском кинофестивале съемочная группа выступила с протестными плакатами, призывавшими «спасти бразильскую демократию».
«Сочувствие господину Месть», 2002
Первая часть «трилогии мести» Пака Чхан-Ука, в которую также вошли «Олдбой» и «Сочувствие госпоже Месть». Глухонемой Рю теряет работу на заводе. Он и его старшая сестра еле сводят с концы с концами. Последняя от тяжелой работы потеряла здоровье и теперь ей требуется срочная пересадка почки. Будучи обманутым торговцами органами, герою ничего не остается, как похитить дочь своего босса и требовать за нее выкуп.
Собственно, как и в случае с «Паразитами», хэппи-энда ждать не стоит — действия героев обернутся катастрофой. Несправедливое устройство общественного строя в ленте Чхан-Ука не щадит никого: ни бедных, ни богатых.