7 лучших зимних сказок в московских театрах
«Евгений Онегин», Театр им. Вахтангова
Когда: 16, 28 декабря, 6, 13 января
Вглядывающийся в русскую ментальность одновременно ласково и строго, худрук Вахтанговского Римас Туминас сочинил на основе хрестоматийного текста многомерный и полемический спектакль.
Татьяна учится в балетном классе и танцует с чучелом медведя, а на сцене появляется целая толпа персонажей второго и третьего ряда: от четы Лариных до «зайчика», перебегающего дорогу карете их дочери на пути в Москву. В какой степени пушкинский роман нуждается в столь радикальном домысливании — вопрос открытый, и все же «энциклопедию русской жизни» режиссер явил на сцене в полной мере, сохранив при этом авторскую глубину и иронию.
Фантастически красивый, грустный, но удивительно нежный «Евгений Онегин» играется почти половиной труппы, среди которых именитые Юлия Борисова, Людмила Максакова, Ирина Купченко, Сергей Маковецкий, Алексей Гуськов, Виктор Добронравов, Ольга Лерман, Евгения Крегжде.
«Бедность не порок», Малый театр
Когда: 7 января
Спектакль по ранней пьесе Островского в филиале Малого театра играется уже 14 лет, и это больше прочего свидетельствует о любви зрителей к нему.
Режиссер Александр Коршунов оттолкнулся от того, что действие комедии разворачивается в святки, и насытил спектакль песнями, плясками и прибаутками. Здесь же и все другие приметы «русского народного»: деревянная изба, платки с бахромой, балалайки, ушанки и кустодиевский задник с зимней Москвой. Непритязательная, но легкая и жизнерадостная постановка — то, что надо, если вы устали от театральных экспериментов.
«Битва жизни», СТИ
Как поставить произведение, где нет отрицательных персонажей, слова высокопарны, а чувства возвышенны? Женовач выдал своим артистам тетрадки с текстом, и история преобразилась: на сцене не диккенсовские герои влюбляются, плачут, произносят пафосные монологи, а добрые друзья собрались у камина рождественским вечером — развлечь себя чтением староанглийской повести.
Этот сентиментальный, прекраснодушный спектакль рассказывает о счастье, тепле домашнего очага, крепких семейных узах, и хотя на выходе из зала понимаешь, что видел сказку, ужасно хочется продолжать в нее верить.
«Щелкунчик», Theatre HD
Когда: 20, 21, 23-27, 29-31 декабря
«Щелкунчик», конечно, самый очевидный пример спектакля, который можно посоветовать увидеть под Новый год. Это сказка, на которую не стыдно сходить взрослым: гениальная музыка Чайковского способна не только оживлять игрушки, но и даже самого серьезного работника офиса заставить почувствовать запах мандаринов и елки. Тем, кто не успел запастись билетами на главного «Щелкунчика» страны в Большом театре, советуем не идти к перекупщикам, а выбрать ту же версию балета на большом экране — современные технологии позволят и существенно сэкономить, и рассмотреть героико-романтический шедевр Григоровича во всех деталях.
«Снегурочка», Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
Достойная альтернатива «Щелкунчику» — еще один «зимний» балет на музыку Чайковского, «Снегурочка».
Сочиненный в начале 60-х многолетним главным хореографом театра Владимиром Бурмейстером, он стал визитной карточкой МАМТа, в том числе за рубежом, где родные нам Дед Мороз и Снегурочка известны лишь по опере Римского-Корсакова
И пусть романтическая сказка о любви неземной девушки и земного молодца заканчивается трагически, торжественный танец снежинок и веселые скоморошьи пляски в сочетании с утонченными «морозными» декорациями заставляют искренне любоваться этой грустной историей.
«Почтигород», Театр на Малой Бронной
Когда: 25 декабря, 4 января
Если под Новый год вы пересматриваете «Реальную любовь», то вам понравится и театральный «Почтигород» — девять новелл о любви, которая как посланное свыше чудо посещает всех персонажей в один и тот же декабрьский вечер.
Тут все немножко не взаправду: героиня таскает свое разбитое на 19 кусочков сердце в дамской сумочке, а над заснеженной сценой висит огромная луна. Персонажи бродвейской пьесы Джона Кариани чудаковаты, эксцентричны, но вместе с тем и бесконечно трогательны — недаром на лицах актеров гротескный грим. Их историям умиляешься, над ними хохочешь, а над иными и задумываешься, но со спектакля уходишь — неизменно — чуть более влюбленным, чем раньше.
«Рождество О’Генри», Театр им. Пушкина
Когда: 31 декабря
Одна из первых постановок мастера музыкально-драматических спектаклей Алексея Франдетти — уютный американский мюзикл по двум трогательным рассказам О’Генри «Дары волхвов» и «Последний лист», знакомым многим по школьной программе.
Рисованные, как бы картонные декорации Тимофея Рябушинского возвращают в детство, когда воображение рождало из простых предметов целые миры, а в сочельник верилось в чудеса. Раз в год по случаю новогодних праздников спектакль переносят из филиала на основную сцену, чтобы духом Рождества можно было проникнуться в большой компании.